Статья

Борьба за дизель: нехватка топлива делает российскую нефть золотой

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 23 сен — ПРАЙМ, Наталья Дембинская. Мир на пороге очередного топливного кризиса: стоимость дизеля достигла рекордных 140 долларов за баррель, запасы упали почти вдвое. В Европе нехватка ощущается особенно остро. При этом Россия ограничила вывоз топлива, чтобы стабилизировать внутренний рынок. А Китай уже отказался от дисконта и доплачивает за российскую нефть, пригодную для переработки в дизель.

Слишком дешевые. В Европе нашли нового врага из Китая

Дисконт испарился

Китайцы первыми поняли, куда ветер дует: еще в начале июля компании страны начали заключать контракты на российскую легкую малосернистую нефть ВСТО (ESPO) практически без дисконта. В июле-августе в КНР отправили более десяти партий легкой ВСТО со скидками от двух до двух с половиной доллара за баррель. Сентябрьские поставки шли уже со скидкой менее двух долларов. Для сравнения, еще в марте дисконт на такую нефть достигал восьми долларов с барреля.

Теперь речь идет уже о доплате — правда, пока лишь за сорт ВСТО. Он особенно ценен, потому что из него получается больше дизельных фракций, чем бензиновых, отмечает замдиректора компании "Гэйнфул" Анастасия Бунина.

"Глобальный рост спроса на дизельное топливо приносит пользу одному из ключевых экспортных видов сырой нефти России: нефть, перекачиваемая с Дальнего Востока страны, продается с премией к мировому эталонному сорту Brent", — констатирует Bloomberg.

Как уточняет агентство со ссылкой на сырьевых трейдеров, речь идет о поставках российской ESPO в октябре — премия составляет примерно 50 центов к баррелю Brent. Раньше такое соотношение было не редкостью, поскольку восточносибирская нефть относится к легкой, а она всегда дороже среднетяжелой (Brent и Urals).

Однако после утверждения нефтяного потолка в декабре прошлого года дисконт ESPO к Brent доходил до 15 долларов за баррель. Сегодня же он сократился практически до нуля, а в отдельных поставках цена восточносибирской нефти действительно может превышать стоимость эталонной марки.

"Поставки нефти ESPO осуществляются в основном на основании долгосрочных контрактов по формулам цены с учетом договорных дифференциалов. При этом существует практика реализации танкерных партий нефти на спотовом рынке. По состоянию на 20 сентября 2023 года цена партий, транспортируемых по трубопроводной системе "Восточная Сибирь — Тихий Океан" на условиях FOB в порту Козьмино, доходила до 89 долларов за баррель при цене эталонного сорта Brent 97 за баррель", — указывает Тамара Сафонова, гендиректор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора.

Дизеля на всех не хватает

Причина такой динамики — в глобальном дефиците дизеля, что обострило конкуренцию за российскую нефть: дорожает и Urals, и другие отечественные сорта. Это, прежде всего, обусловлено резким спадом добычи ОПЕК+, а также дополнительными масштабными сокращениями со стороны России и Саудовской Аравии.

Есть еще одна причина — нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) не хватает мощностей, чтобы произвести дизтопливо в нужном объеме. Европа, которая сейчас полностью зависит от импорта — в зоне повышенного риска. Она лишилась прямых поставок российских нефтепродуктов, остается только покупать у Китая, Индии и других стран, резко нарастивших поставки нефти из России. Причем покупать втридорога.

В России нашли новый источник денег

Еще в начале года Китай стал быстро наращивать экспорт дизельного топлива в Европу, рост поставок совпал по времени с введением ограничений на экспорт этого сырья из России. Предполагалось, что "китайский" дизель поможет Европе справиться с отсутствием российских нефтепродуктов. Вопрос в том — по какой цене.

"Хитрый ход с надбавкой связан в том числе и с политическими играми. Европа будет покупать и переплачивать, так как больше не у кого", — отмечает Бунина.

Внутренний рынок

Эта доплата будет идти на компенсацию низкой стоимости внутри России. Дело в том, что в пересчете на доллары дизельное топливо в России значительно дешевле, чем на мировом рынке. Это приводило к тому, что компаниям выгоднее продавать топливо за рубеж, чем внутри страны. Так, запасы дизеля за последнее время упали почти вдвое. Как следствие — дефицит на бензоколонках и рост цен, что мы могли наблюдать в последние месяцы.

Закономерная мера для стабилизации внутреннего рынка — ограничение экспорта бензина и дизтоплива из России, которое было введено правительством на этой неделе. По словам экономиста Марселя Салихова, это решение снизит цены внутри России, но еще сильнее увеличит дефицит дизеля на мировом рынке.

Они в доле: китайцы завалили российские банки деньгами

"В сентябре, судя по планам отгрузок, морской экспорт дизеля из России сократится на 25 процентов. В настоящее время ключевые экспортные рынки для российского дизельного топлива — Турция и Бразилия. "Перепродажа" российского топлива в Европу, по всей видимости, осуществляется в первую очередь через Турцию из-за короткого транспортного плеча", — отмечает экономист.

Сдержать рост цен

Серый экспорт, сезонный спрос, геополитика и логистические проблемы приводят к подорожанию топлива во всем мире. И если европейские проблемы понятны — нефтепродукты, которых не хватает, приходится покупать, то нам дефицит дизеля не грозит: Россия производит его в два раза больше, чем нужно внутреннему рынку. Однако рост цен на дизель в Европе — почти до 140 долларов за баррель — давит и на стоимость в России.

Ограничение введено бессрочно, его длительность будет зависеть от реакции рынка и темпов его насыщения. Бензин уже начал дешеветь — в пятницу марки Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упали в цене почти на 10 и 11 процентов соответственно, дизельное топливо подешевело на 14,5 процентов.

Кабмин пытается сбалансировать ситуацию на оптовом рынке и при необходимости готов принять более кардинальные меры, заявил глава Минэнерго Александр Новак. Министерство уже внесло в правительство и администрацию президента проект указа, согласно которому право экспортировать нефтепродукты остается только у производителей.

Обсудить
Рекомендуем