Chevrolet тут не место

Читать на сайте 1prime.ru

Два дня подряд самые интересные экономические новости приходили с автомобильного рынка – точнее, от иностранных автопроизводителей. 

Первой отметилась американская компания General Motors. В середине 2015 г. прекратится производство марок Opel, Chevrolet и Cadillac на собственном заводе компании в Санкт-Петербурге, также прекратится контрактная сборка автомобилей Chevrolet на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Компания полностью свернет продажи автомобилей Opel и Chevrolet массового сегмента, сосредоточившись на премиум-сегменте за счет бренда Cadillac и отдельных моделей Chevrolet – Corvette, Camaro и Tahoe.

На следующий день подали голос южные корейцы. Оказалось, что SsangYong Motor еще в январе 2015 г. приостановил экспорт автомобилей в Россию. И не будет поставлять до тех пор, пока рубль не стабилизируется. При этом сборочное производство во Владивостоке SsangYong Motor останавливать не собирается. Наверное, оно остановится само, когда закончатся ранее завезенные машинокомплекты.

После этого вспомнили и о том, что завод грузовиков Volvо в Калуге был остановлен, и о том, что в декабре в очередной раз покинул российский рынок испанский Seat. Появились непроверенные сведения о том, что на заводе компании Ford во Всеволожске сокращение производства и забастовка…

Причины своего решения и в General Motors, и в SsangYong Motor объясняют одинаково. Во-первых, падение рубля. Это по цепочке привело к росту цен на автомобили, потому что большинство комплектующих – импортные, а также к общему падению спроса на новые авто. Таким образом, причины №2 и №3 – это низкий уровень локализации производства (не более 20 процентов в обеих компаниях) и падение рынка. В результате и без того невысокая рентабельность скатывается практически к нулю. 

В случае с SsangYong Motor вроде бы все так и есть – зачем цепляться за отечественный рынок компании, которая в феврале продала в России 561 автомобиль? В случае с General Motors ситуация немного сложнее.

В Экспертном центре Инвестиционной компании "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" напоминают: General Motors занимает третье место в России по уровню продаж – 7.6 процента рынка. В 2014 г. она реализовала в России 189,5 тысяч автомобилей. Конечно, в январе-феврале 2015 г. результаты были гораздо слабее – чуть больше 8 тысяч машин, то есть спад продаж составил 74 процента. Но при этом сопоставимые потери понесли и другие автопроизводители, однако никто из них (кроме SsangYong Motor) не торопится покинуть российский рынок. И даже если таковы будут темпы падения рынка в целом по году, все равно General Motors могла бы продать порядка 40-45 тысяч автомобилей в средней ценовой категории. 

Самое время вспомнить о премиум-сегменте. У General Motors в структуре продаж на долю автомобилей высокого класса приходится около 0.1 процента в моделях Cadillac, также есть небольшая доля в продвинутых моделях Chevrolet. Едва ли решение сохранить микроскопическую долю рынка свидетельствует о серьезности намерений компании. 

При этом затраты General Motors на реструктуризацию бизнеса в России составят около 600 млн долларов. Эти средства будут направлены на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников. Если бы эти деньги были вложены в производство, компания смогла бы и увеличить степень локализации, и повысить рентабельность. 

И это подводит нас к еще одной версии, почему компания решила уйти с российского рынка. Согласно этой версии, работать в России для General Motors стало невозможно по политическим причинам. 50 млрд долларов государственных средств, вложенные в компанию в 2010 г., фактически спасли ее от банкротства. Возможно, теперь пришла пора возвращать долги? Возможно, General Motors должна личным примером продемонстрировать, что делать бизнес в России не стоит?

Очень хочется написать: "Будущее покажет, какая из двух версий правильная". Но на самом деле важно другое – кто еще из автопроизводителей решит покинуть отечественный рынок. И, как следствие, на каких автомобилях россияне будут ездить завтра?

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем