Экономика РФ: потребительская модель роста исчерпала себя

Читать на сайте 1prime.ru

Рост потребления в России в 2000-2008 гг. был вызван ростом доходов, розничного кредитования…

Россия по объему потребления переместилась с 21 места в мире в 2000 г. на 9-е в 2014 г. Изначально рост потребления был обусловлен резким снижением ставки подоходного налога до 13% в 2002 г., в результате которого доходы россиян росли в среднем на 12% в 2000-2007 гг. Рост рынка розничного кредитования с $2 млрд в 2000 г. до $140 млрд в 2008 г. стал вторым ключевым фактором роста потребления. 

…и щедрой бюджетной политики в 2007-2012 гг

С 2007 г. сильную поддержку росту потребления оказывал и бюджет. Индексация пенсий в среднем на 30% в 2007-2010 гг. и резкий скачок зарплат в госсекторе в 2012-2013 гг. стимулировали потребление, что продолжалось вплоть до 2014 г.: в 2014 г. оно было на 22% выше, чем в 2008 г., тогда как ВВП – всего на 6%. 

Потребители по-прежнему настроены оптимистично

Продолжительный период сильного роста доходов сформировал у российских домохозяйств сильную склонность к росту расходов – даже в периоды финансовых кризисов 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. В основе этого явления лежит рост потребления российских товаров благодаря (1) эффекту отказа от импорта через фиксирование рублевого бюджета на потребление импортных товаров и услуг и (2) снижению нормы сбережений до 13% в 2009 г. и 10% в 2015 г. 

Факторы поддержки роста потребления уже не так сильны: зарплаты уже находятся на высоком уровне 52% ВВП...

Каким бы ни был оптимизм потребителей, фундаментальные факторы роста потребления недавно утратили свою силу. В 2014 г. расходы на оплату труда выросли до 52% ВВП – это  высокая цифра в сравнении с другими развивающимися рынками. Так как на доходы корпоративного сектора приходится всего 32% ВВП (это самый низкий показатель с 2000 г.), потенциала дальнейшего перераспределения богатства от производителей в пользу потребителей больше нет, учитывая, что потенциальный рост ВВП составляет всего в 0,5-1,0% в год. 

… и правительство сейчас больше беспокоится не об оправдании ожиданий потребителей, поддержании стабильности бюджета

Еще более сильные изменения произошли на уровне бюджетной политики. С 2014 г. правительство пытается предотвратить рост бюджетных рисков: решение отпустить рубль в свободное плавание позволило снизить цену на нефть, балансирующую бюджет, с $100/барр. до нынешних $70/барр. Этого удалось достичь благодаря решению правительства сократить расходы бюджета в реальном выражении, в том числе за счет заморозки номинальных зарплат в госсекторе. В итоге издержки этого кризиса оплачивает уже население, а не государство, как это было в 2008-09 гг. 

Рост розничных кредитов, единственный возможный фактор поддержки роста потребления на ближайшие годы

Поскольку два из трех факторов роста потребления утратили свою силу, сейчас все более важным вопросом становится потенциал роста розничного кредитования. Неипотечные кредиты уже составляют 10% ВВП; однако этот сегмент может выиграть от краткосрочного характера этих кредитов и потенциального роста спроса со стороны заемщиков среднего класса, ранее финансировавших рост потребления исключительно за счет доходов. Одним из способов стимулирования роста явно может стать развитие рынка ипотеки, объем которого остается невысоким (5,5% ВВП), особенно учитывая, что более 75% рынка контролируют госбанки. 

Электоральный цикл позволит избежать резкой остановки потребления; но после 2018 г. возможна жесткая посадка

Хотя все вышеперечисленное дает повод усомниться в способности российской экономики возобновить рост потребления, предвыборный цикл ближайших двух лет может помочь сгладить переходный период. Однако после 2018 г. положение потребителей, начнет ухудшаться более резко, особенно в случае если они столкнутся с повышением налоговой нагрузки.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем