Федеральный бюджет в марте снова стал профицитным. По данным Министерства финансов РФ, в марте 2019 г. профицит федерального бюджета составил 167 млрд руб., или 1,8% ВВП. При этом, согласно уточненным данным, в феврале бюджет был сведен с профицитом в 12 млрд руб. (0,2% ВВП) по сравнению с дефицитом в 57 млрд руб. (0,8% ВВП), о котором сообщалось ранее. По состоянию на 1 апреля объем Фонда национального благосостояния был равен 3,83 трлн руб. против 4,04 трлн руб. на 1 января 2019 г. Основной причиной уменьшения средств фонда в январе–марте стала курсовая переоценка.
Доля нефтегазовых доходов бюджета резко сократилась
Доходы федерального бюджета в марте 2019 г. составили 1,75 трлн руб., или 8,7% годового плана, а расходы – 1,58 трлн руб., или 8,8% от запланированной на год суммы. Доля нефтегазовых доходов бюджета в марте упала до 35,9% с 50,6% в феврале, а доля ненефтегазовых – выросла до 64,1% с 49,4% месяцем ранее. При этом в январе–марте 2019 г. расходы федерального бюджета на социальную политику увеличились на 16,6%, на здравоохранение – на 95,2%, на национальную оборону – на 13,2%. Расходы на национальную экономику сократились на 19,2%, а на обслуживание государственного и муниципального долга – на 22,7%. При этом расходы на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и межбюджетные трансферты росли умеренными темпами.
Бюджет продолжает получать значительную выгоду от сохранения благоприятной внешней конъюнктуры
Резкое увеличение доли ненефтегазовых доходов бюджета в марте по сравнению с предыдущим месяцем обусловлено значительным ростом поступлений от внутреннего НДС (в три раза месяц к месяцу) и налога на прибыль организаций (рост в четыре раза по сравнению с февралем). Кроме того, в марте заметно увеличились доходы бюджета, связанные с импортом товаров и услуг. При этом, несмотря на то что в марте нефтегазовые доходы бюджета сократились по сравнению с предыдущим месяцем, бюджет продолжает получать значительную выгоду от сохранения высоких рублевых цен на энергоносители (в марте средняя цена Brent составила 4 370 руб./барр. по сравнению с 4 240 руб./барр. в феврале 2019 г.). Мы полагаем, что относительно высокие мировые цены на энергоносители и значительный рост поступлений ключевых налогов продолжат обеспечивать наполнение бюджета в среднесрочной перспективе.
Мы ожидаем, что в 2019 г. средний курс доллара будет равен 70,8 руб./долл., в то время как средняя цена нефти Brent составит до 69 долл./барр.
Таким образом, согласно нашим расчетам, в этом году бюджетные доходы увеличатся до 20,71 трлн руб., а профицит федерального бюджета достигнет 2,4% ВВП.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.