Бюджетный фактор вряд ли "подтолкнет" экономику

Читать на сайте 1prime.ru

На этой неделе Минфин опубликовал долгосрочный прогноз доходов и расходов консолидированного бюджета РФ. Эта информация, на наш взгляд, интересна с точки зрения оценки эффекта бюджетного фактора (исполнения майского указа) на экономику в ближайшие годы.

Прогнозные данные по консолидированному бюджету являются самым надежным индикатором усиления/ослабления бюджетной активности: 1) отражают финальные расходы всей бюджетной системы, тогда как отдельные данные по расходам в рамках нацпроектов, анонсированные при их публикации, могут подлежать консолидации (как именно, нам не известно), т.е. в итоге — оказаться меньше; 2) часть расходов для нацпроектов не являются дополнительными (по нашим оценкам, порядка 30% расходов по нацпроектам были запланированы и до майского указа), а консолидированные данные помогут оценить прирост только новых расходов.

На графике мы построили рост расходов в % ВВП (расходы[t] – расходы[t-1])/ВВП_[t] для того, чтобы их объем был сопоставим в разные периоды времени. Из этих данных видно, что бюджетный фактор был гораздо более заметен в период до кризиса 2008 г. (на наш взгляд, он в то время являлся одним из основных факторов роста экономики). В то время расходы бюджета ежегодно росли на величину в 6,5% ВВП. Сейчас сопоставимого эффекта ускорения экономики можно было бы добиться, если бы объем дополнительного ежегодного фискального стимула равнялся бы 6,5-7 трлн руб. (при текущей структуре расходов), тогда как запланированного сейчас роста расходов в 2 трлн руб. в год (он останется на уровне 2% ВВП в год) недостаточно. Интересно, что в реальном выражении расходы бюджета (т.е. рост номинальных расходов за вычетом среднегодовой инфляции) не ускорятся в ближайшие годы: в среднем за 2019-2024 гг. прирост составит 2,4% в реальном выражении, тогда как, например, в период активной реализации прошлых майских указов, с 2012 по 2014 гг. он составлял 4,9% в год, а до кризиса 2008 г. — ~18% в год).

В итоге при всей масштабности нацпроектов из данных Минфина следует, что они не усилят роль бюджетного фактора в экономике в ближайшие годы и вряд ли смогут заметно ускорить рост ВВП. При этом профицитный бюджет в ближайшие 6 лет еще больше снижает роль фискального стимула для экономики.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем