Российский ритейл: коронавирус серьезнее ослабления рубля

Читать на сайте 1prime.ru

По итогам февраля потребительский спрос продолжил расти – оборот розничной торговли значительно ускорился (4,7% г./г. против 2,7% г./г. в январе). Отметим, что февральские цифры были заметно поддержаны календарным эффектом (високосный год), при исключении этого эффекта рост сохранился на уровне прошлых месяцев (1,5-2% г./г.).

С точки зрения динамики реального сектора (будь то оборот розницы или промышленное производство), февраль – последний месяц, не затронутый масштабным ослаблением рубля и мерами против распространения коронавируса. При этом, если от промышленности в марте можно ожидать просадку, то от оборота розницы, наоборот, заметного ускорения (аналогично декабрю 2014 г., когда на фоне стремительного обвала рубля население в попытке сохранить свои сбережения стало скупать бытовую технику, и ритейл «выстрелил» с уровней 1,6% г./г. почти на 5% г./г., перед тем как погрузиться в затяжную рецессию).

Впрочем, пока мы ожидаем, что спад потребительского спроса (который, вероятно, начнется с апреля), будет менее глубоким, чем в 2015 г. Напомним, что тогда ритейл падал на 5-10% г./г., что было во многом вызвано существенным ускорением инфляции (с 9% в 2014 г. она подскочила до 15% в 2015 г.). Оно, с одной стороны, произошло из-за почти двукратного падения курса за несколько месяцев, а с другой, из-за того, что эффект переноса курса рубля был выше, чем сейчас (значительные колебания курса, 10% м./м., вызывали рост инфляции на 1-1,2 п.п. м./м., сейчас — 0,8-1 п.п.). При этом, после 2015 г. было несколько эпизодов существенного ослабления рубля (в январе 2016 г. на 10% м./м., в апреле 2018 г. на 6,5% м./м., в августе 2018 г. на 5,8% м./м.) но инфляция практически не отреагировала на них. Мы полагаем что реакция инфляции в марте будет на уровне +1 п.п. к месячной оценке, учитывая произошедшее ослабление рубля на ~14% м./м. в марте 2020 г.

Кроме того, важным фактором жесткой просадки ритейла в 2015 г. явилась смена потребительской модели: население впервые стало экономить на товарах, а потому падение от высокой базы 2014 г. оказалось более заметным. Да и повышение ключевой ставки привлекло значительные средства населения в рублевые депозиты (они выросли за 2015 г. на 2,7 трлн руб.). Сейчас ни того, ни другого фактора нет: население находится в режиме экономии уже несколько лет, и потенциал для еще большей экономии (=сокращения спроса в номинальном выражении) гораздо меньше, чем в 2015 г., да и ЦБ показал, что не готов ужесточать политику (поэтому активного роста депозитных ставок ожидать не стоит).

Тем не менее, крайне важным негативным фактором могут выступить меры по борьбе с коронавирусом. Так, судя по информации в СМИ, риск масштабного закрытия торговых центров и оффлайн форматов ритейла для посещения достаточно высок. Сильнее всего, как мы полагаем, пострадает сфера услуг, а также гостинично-ресторанный бизнес (уже ощутивший на себе негативный эффект), меньше всего – продуктовый ритейл. В ритейле уже начались сокращения персонала, что в итоге выльется в просадку доходов населения. Масштаб проблем будет зависеть от предпринятых карантинных мер и от их длительности (оценить которые достаточно сложно). В частности, например, пока не ясно, будет ли введен полномасштабный карантин (с закрытием городов и введением комендантского часа).

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем