На IPO вышел один из крупнейших и старейших игроков на отечественном рынке онлайн-торговли. Оценка компании демонстрирует высокий интерес инвесторов к e-commerce, на что не в последнюю очередь повлияла пандемия COVID-19. Ограничения на фоне распространения вируса значительно ускорили переход многих процессов в онлайн и придали значительный долгосрочный импульс развитию торговли в интернете по всему миру. При этом проникновение e-commerce в России все еще не столь велико, а рынок слабо консолидирован, что открывает новые возможности для игроков с опытной командой и достаточным финансированием. Мы положительно оцениваем перспективы Ozon. Мы более подробно рассмотрели инвестиционный профиль компании на основе новых раскрытых ритейлером материалов.
О компании и IPO
Ozon был создан в 1998 г. как онлайн-магазин, торгующий книгами, и был одним из первопроходцев e-commerce в России. Давним акционером ритейлера является фонд Baring Vostok, который выкупил контрольный пакет у основателей компании в 2000 г. Первые категории помимо книг появились на площадке в 2001-2002 гг. В 2014 г. Ozon привлек рекордные инвестиции для отечественной онлайн-торговли в 150 млн долл. от АФК Система и МТС. Тогда компания была оценена в 694,5 млн долл. Спустя еще 4 года оценка выросла до 814,2 млн долл. В последствии АФК Система полностью выкупила долю МТС, а эффективные доли корпорации и Baring Vostok сравнялись. Ozon постепенно трансформировал свою стратегию перейдя от торговли книгами к мулькикатегорийным продажам. В последние годы расширению ассортимента в значительной мере способствовало развитие маркетплейса на базе Ozon, и сейчас большая часть предлагаемых товаров формируется за счет продавцов-партнеров. Расширение бизнеса требует постоянных инвестиций, особенно в логистику и Ozon требовались все большие средства, которые привлекались в рамках инвестиционных раундов и через кредитование. В марте текущего года АФК Система и Baring Vostok вновь предоставили компании конвертируемые займы на 100 млн долл., с учетом которых доля каждого акционера составила около 45%. Дополнительные 50 млн долл. вложил американский фонд Princeville Capital.
АФК Система и Baring не продавали акции в ходе IPO, а все бумаги были выпущены самой компанией. По итогам размещения, с учетом конвертации займов, доли крупнейших акционеров сокращаются до 33% у каждого, а freefloat составляет около 18,5% до реализации опционов андеррайтеров. В первый день торгов акции компании дорожали более чем на 40% к цене размещения. Высокий спрос наблюдался и в ходе недавних размещений польской платформы e-commerce Allegro (стал самой дорогой компанией с листингов в Варшаве, акции подорожали на 60% в первый день торгов), а также маркетплейса из Казахстана Kaspi.kz (акции подорожали на 30% в первый день торгов). По всей видимости, пандемия заметно подстегнула спрос на активы в сфере e-commerce и позволила получить более высокие оценки.
Динамика рынка
По итогам 2019 г. Data Insight оценили объем B2C интернет-торговли в России в 1,7 трлн руб., средний чек — 3,8 тыс. руб., а количество заказов в 425 млн. Доля интернет-торговли в ВВП могла составить около 1,3%.
Игроки рынка и концентрация
Тройка лидеров среди интернет-площадок значительно не менялась последние 3 года. По итогам 2019 г. на первом месте по обороту оставался Wildberries, на втором Ситилинк, а на третьем месте Ozon, опередив М.Видео. По итогам этого года Ozon, вполне возможно, займет второе место. Среди универсальных магазинов как по объему продаж, так и по количеству заказов Ozon лидирует. Минимальный порог вхождения интернет-магазинов в топ-100 постоянно растет и в 2019 г. составил уже 2,3 млрд руб. годовых продаж (+29% г/г). Доля топ-100 в совокупном объеме рынка составила 68% по продажам (80% по заказам), доля топ-10 — 38%, топ-3 — 22%.
Структура бизнеса и финансовые результаты
По итогам 9М 2020 г. совокупные продажи Ozon (GMV) выросли на 142% г/г, до 121,6 млрд руб. Собственные продажи составили 55% общего объема, а остальное пришлось на маркетплейс. Среднегодовой рост GMV 2015-2019 гг. равен 56%. Исходя из консервативных предпосылок GMV в этом году может составить около 183 млрд руб. (+126% г/г), а выручка около 95 млрд руб. (+58% г/г), в том числе благодаря пандемии. Общее число заказов на площадке за год увеличилось на 130% г/г до 44,3 млн, а количество покупателей на 73% г/г до 11,4 млн. Средний чек с НДС составил 2,7 тыс. руб. (+6% г/г). Выручка от продажи товаров за период составила 52,8 млрд руб., а сервисная выручка 13,8 млрд руб. (включает комиссию маркетплейса, рекламные доходы и пр.). Скор. EBITDA была отрицательной по итогам первых 9М года и составила —8,1 млрд руб., однако убыток снизился на 23% г/г, а рентабельность улучшилась с —27% до —12,2%. По словам топ-менеджмента компании, Ozon останется убыточным еще пару лет, так как будет направлять значительные средства на инвестиции и поддержание быстрого роста.
Совокупная площадь фулфилмент-центров компании увеличилась с 50 тыс. кв. м. в 2017 г. до 231 тыс. кв. м. по итогам сентября этого года. Всего в данный момент насчитывается 9 центров, включая 6 больших: в Москве, Петербурге, Твери, Ростове-на-Дону, Казани и Новосибирске. В планах запуск в Хабаровске и Екатеринбурге, а также новый большой центр в Москве. Есть 43 сортировочных центра. Доставка последней мили у Ozon одна из наиболее развитых среди онлайн-ритейлеров России и включает 7,5 тыс. постаматов, 4,6 тыс. точек выдачи и 2,7 тыс. курьеров. Ozon — лидер по количеству пунктов выдачи в России. Доставка на следующий день в данный момент доступна для 40% населения страны.
В проспекте компания отмечает высокий уровень лояльности покупателей. Процент удержания покупателей вырос с 28% в 2015 г. до 45% в 2019 г. (количество покупателей, которые совершили повторную покупку в следующем году). Пользователи, которые покупают на Ozon с 2014 г., сделали в 2019 г. в среднем 6,5 заказов, против 3,5 в 2017 г. Ozon является самым узнаваемым брендом среди отечественных игроков ecommerce с коэффициентом в 32% против 18% у ближайшего конкурента. NPS вырос с 58 в начале 2019 г. до 79 по итогам сентября 2020 г.
Ozon на данный момент имеет отрицательную EBITDA и не выйдет на положительный показатель в ближайшие годы. Многие крупные ecommerce площадки в мире также лишь подходят к прибыльности по EBITDA или только преодолели данный рубеж, что обуславливает крайне высокие мультипликаторы EV/EBITDA. В связи с этим мы в основном сосредоточились на мультипликаторе выручки EV/S. Капитализация Ozon рассчитана с учетом IPO, частного размещения в пользу АФК Система и Baring, а также опциона андеррайтеров. EV рассчитан с учетом полученных от IPO денежных средств.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.