МОСКВА, 10 ноя — ПРАЙМ. Ограничения на экспорт нефтепродуктов из России могут быть сняты, поскольку устранена главная причина дисбаланса экспортной и внутренней доходности поставок благодаря возврату к полным выплатам по топливному демпферу, сказал РИА Новости директор центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ, заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
"После возврата демпфера устранена главная причина дисбаланса экспортной и внутренней доходности поставок. Это позволяет снимать введенные ограничения, но делать это нужно, внимательно, "мониторя" рынок, чтобы своевременно выявлять потенциальный дефицит топлива и при необходимости принимать меры по обеспечению поставок в достаточных объемах", — сказал он.
Также, по словам собеседника агентства, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) должна быть индикатором рынка. Так, рост биржевых цен — показатель меньшей привлекательности внутреннего рынка в сравнении с экспортом. Но причиной подорожания топлива также могут быть локальные дефициты, связанные как с "объективными причинами", так и с попытками монопольного воздействия на цены.
Повышение же биржевых цен темпами выше инфляции — это сигнал регуляторам, что рынку нужна донастройка. "В одних случаях можно ограничиться предупреждениями компаниям и согласованием ремонта нефтеперерабатывающих заводов, в других требуются более сложные решения, включая корректировку демпфера", — пояснил Кулагин.
Биржевые цены на топливо в России несколько месяцев держались на рекордных уровнях. Значительно ускорили темпы роста и розничные цены. Правительство РФ с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Позже, 6 октября, оно утвердило дополнительные меры. В том числе — возврат к выплатам по демпферу в полном объеме и снятие запрета на экспорт дизельное топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50% произведённого.
Демпфирующий механизм был создан для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива.