Статья

Российский авиарынок спасает демпинг и Турция

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 27 окт – ПРАЙМ, Наталья Карнова.  Падение авиарынка начало замедляться – по данным Росавиации, в сентябре пассажирские перевозки снизились на 3,9%, тогда как в августе этот показатель составлял 10,2%. Сопоставимая картина наблюдалась и в два других летних месяца. 

Эксперты связывают это с тем, что в сентябре после открытия чартеров пассажиропоток в Турцию начал расти. По данным Российского союза туриндустрии, в первый месяц осени на это направление пришлось 40% от общего объема продаж туроператоров. Это и стало одной из причин замедления спада. 

В целом же за 9 месяцев авиаперевозки сократились почти на 8% до 67,6 млн человек. По итогам 2015 года они составляли 92 млн человек, снизившись на 1,2%. 

Основной груз падения пришелся на международные перевозки, объем которых год к году снизился на 25% до 24 млн человек. Эксперты связывают это с удорожанием зарубежного отдыха, а также с закрытием популярных направлений отдыха россиян – Египта и Турции. "На них приходилось около 13% всего пассажиропотока, поэтому компаниям, делавшим ставку на магистральные рейсы пришлось особенно тяжело", - рассуждает главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. 

Несмотря на это, международные линии продолжают приносить основной доход перевозчикам. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в первом полугодии прибыль на зарубежных направлениях составила 8,5 млрд рублей против 5,4 млрд рублей годом ранее.

Перевозки на внутренних линиях, напротив, стабильно росли в течение всего года, и за 9 месяцев их рост составил 5,5% или 43,5 млн человек. В основном рост происходит за счет отдыхающих, переориентировавшихся на российские курорты. Однако несмотря на положительную динамику пассажиропотока, убыток отрасли от внутренних перелетов составил 22,3 млрд рублей. Правда, ситуация несколько улучшилась по сравнению с первым полугодием 2015 года. Тогда убыток составлял почти 32 млрд рублей.

Эксперты АЭВТ объясняют это снижением НДС на внутренних линиях с 18 до 10% и тем, что перевозчики экономят на оплате труда, топливе и производственных расходах.  

Это позволяет им активно демпинговать на внутреннем рынке, наращивая продажи. По данным туристического интернет-сервиса Biletix, цены на авиаперелеты по России стали ниже, чем по Европе и США. В среднем стоимость 1 километра перелета по России составила 2,8 рублей, по Европе – 4,4 рублей и по США – 4,6 рублей. Для сравнения, в 2013 году цены на авиаперелеты в России превышали европейские и американские показатели примерно в 2 раза. 

В настоящее время средняя цена билета Москва-Нижний Новгород (421 км) с вылетом в декабре составляет менее 4 тысяч рублей, тогда как билет Милан-Мюнхен (348 км) обойдется в 6,7 тысяч рублей. Билет Нью-Йорк-Вашингтон (363 км) стоит 7,3 тысячи рублей. 

"Компании активно внедряют лоукост-модель, предполагающую отдельную оплату самого перелёта и дополнительных услуг в виде перевоза багажа, питания на борту и пр. Такая модель ценообразования позволяет сократить бюджет перелёта для путешественников, и они этим активно пользуются", - комментирует гендиректор Biletix Александр Сизинцев.

Эксперты не ждут изменения ситуации ни до конца текущего года, ни в 2017 году. Внутренние перевозки все так же будут превалировать, однако это не принесет ни общего роста пассажиропотока, ни особых прибылей, считает Роман Гусаров. По его мнению, спад по этому году составит примерно 10%, поскольку сентябрьское замедление на общем фоне можно считать несущественным. Осенью-зимой отрасль традиционно терпит убытки из-за снижения пассажиропотока, самолеты часто приходится отправлять полупустыми. 

В течение следующего года пассажиропоток продолжит сокращаться, в том числе, за счет тотальной экономии россиян на отдыхе, уменьшения числа бизнес-поездок и стыковочных рейсов между городами РФ и Москвой. Это приведет к образованию избыточных мощностей у авиаперевозчиков и увеличивает риск сжатия рынка в пользу крупных игроков.  По данным Росавиации, положительный результат за 9 месяцев получили пять крупнейших игроков рынка: "Аэрофлот", S7, "Россия", "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии". В совокупности они нарастили перевозки на 18% до 45,4 млн человек. 

Лидеры рынка пока могут позволить себе демпинговать на ценах, поэтому удержат позиции. Для мелких и средних компаний это может привести к росту финансовых рынков. Многие из них либо постепенно сойдут со сцены, не выдержав конкуренции, либо будут объединяться. Однако громких банкротств, от которых могут пострадать пассажиры, не ожидается, поскольку сжатие рынка происходит постепенно, заключают эксперты. 

Обсудить
Рекомендуем