Сам себе MBA: вдохновляющие отрывки из бизнес-бестселлеров 2013 года

Читать на сайте 1prime.ru

Издательство "Манн, Иванов и Фербер", один из лидеров на рынке деловой литературы в России, предоставило ПРАЙМу выдержки из 7 книг для предпринимателей, ставших лидерами электронных продаж по итогам 2013 года. 

1. "Сам себе MBA. Самообразование на 100%", Джош Кауфман.

"Моделирование, противоречащее фактам, может помочь вам обнаружить скрытые нереализованные возможности. Во времена работы в P&G (Procter&Gamble. - ПРАЙМ) я часто мечтал о том, чтобы работать на себя и посвящать идее «Сам себе MBA» все свое время, но всегда думал, что это будет «через год или два». И год спустя я думал так же - «через год или два». Было приятно помечтать о том, как я буду работать на себя, но я считал, что это нереально сделать, не исследовав все возможности. Но все изменилось, когда я узнал о моделировании, противоречащем фактам. В сентябре 2008 года, будучи в командировке, я спросил себя: «Что будет, если я действительно уволюсь из P&G, причем сделаю это до своего дня рождения?» (который приходится на начало ноября). Я не считал этот вариант реальным - просто достаточно интересным, чтобы о нем поразмышлять. Я решил временно «закрыть глаза» на свое отношение к уходу и смоделировал эту ситуацию.

Запуская моделирование, противоречащее фактам, вы предполагаете, что какая-то ситуация уже произошла. Вы задаете своему разуму искусственную цель - и он автоматически начинает восполнять  пробелы между пунктом A и пунктом Б. Моделируя уход из P&G, я сначала предположил, что это обязательно произойдет, а затем уже стал размышлять над тем, как это сделать. В процессе моделирования у меня стали возникать различные вопросы. Каким будет мой доход? Сколько клиентов мне нужно? Над какими еще проектами я смогу работать и сколько денег они должны приносить, чтобы мне хватало на жизнь? Вопросы возникали и возникали, я старался отвечать на них как мог, записывая все это в блокнот. Закончив моделирование, я обнаружил, что вполне могу уволиться из P&G прямо сейчас, а не «через год или два». Вернувшись в офис в следующий понедельник, я сразу же подал заявление об уходе". 

2. "Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности", Брайан Трейси.

"Однажды на семинаре в Сан-Диего, где я проводил свои учебные консультации, выступила слушательница Синтия, посещавшая мои занятия уже три месяца. Ниже я привожу ее рассказ: «Когда девяносто дней назад я впервые пришла сюда, вы сказали, что покажете мне, как за двенадцать месяцев удвоить доход и количество свободного времени. Ваше заявление прозвучало совершенно фантастически, но я согласилась попробовать. В первый день вы попросили меня составить перечень всего, что я делаю в течение недели и месяца. Получилось семнадцать обязанностей. Я была катастрофически завалена работой, в этом и заключалась проблема. Работала я по десять-двенадцать часов в день, шесть дней в неделю, проводила очень мало времени с мужем и двумя маленькими детьми, но не видела никакого выхода. С тех пор как восемь лет назад я переступила порог своей быстрорастущей предпринимательской фирмы, занимающейся высокими технологиями, у меня, казалось, всегда была гора дел, и постоянно ни на что не хватало времени.

После того как я составила перечень своих обязанностей, вы спросили: «Могли бы вы из этого списка выбрать только одно дело, которое приносило бы самую большую пользу вашей фирме?». Я без труда нашла ответ и обвела номер соответствующей задачи в кружок. Затем вы спросили: «Если вы могли бы выполнять еще что-то из своего списка, то какое дело как наиболее ценное для фирмы вы поставили бы на второе место?». Я определила вторую по важности задачу, после чего вы задали мне аналогичный вопрос относительно третьего дела. Затем вы заметили, что выполнение трех отмеченных мною задач — и даже неважно, в чем их суть, — представляет собой девяносто процентов моего вклада в работу фирмы. В тот момент ваши слова меня потрясли. Все остальное, на ваш взгляд, было второстепенными делами и дополнительными обязанностями, часть которых скорее всего можно безболезненно переложить на плечи другого сотрудника, а оставшуюся часть либо сократить, либо вообще отменить». 

3. "Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей", Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен, Лес Хьюитт.

"Хотите верьте, хотите нет, но жизнь — не просто череда случайных событий. Это вопрос выбора конкретных действий в той или иной ситуации. В конечном счете именно ваш ежедневный выбор определяет, будете ли вы доживать век в бедности или достатке, болезнях или здоровье, несчастье или счастье. Выбор за вами, поэтому подходите к нему разумно. Выбор закладывает фундамент ваших привычек. А они, в свою очередь, играют очень важную роль в том, что произойдет с вами в будущем. Речь идет и о рабочих, и о ваших личных привычках. В книге вы найдете стратегии, применимые как на работе, так и дома, одинаково действенные и для мужчин, и для женщин. Ваша задача — изучить их и выбрать для себя наиболее подходящие. (...) Например, часто опаздывая на совещания, вы, вероятно, испытываете немалый стресс. Чтобы это исправить, твердо решите для себя в течение следующих четырех недель приезжать на любую встречу за десять минут до ее начала. Если вам хватит силы воли довести этот процесс до конца, вы заметите два момента: 1) первую неделю-другую будет трудно; возможно, вам, даже потребуется сделать самому себе несколько выговоров, чтобы не сбиться с выбранного курса; 2) чем чаще вы будете приезжать вовремя, тем легче будет это делать; однажды пунктуальность станет чертой вашего поведения. (...)

Перед вами три раздела: А, В и С. В разделе А максимально точно определите привычку, сдерживающую ваше движение вперед. Потом рассмотрите ее последствия, ибо все, что вы делаете, имеет последствия. Плохие привычки (негативное поведение) влекут за собой негативные последствия. Успешные привычки (позитивное поведение) дадут вам преимущества. В разделе В назовите вашу новую успешную привычку - обычно просто противоположную той, что указана в разделе А. Если ваша плохая привычка - неумение откладывать на будущее, новую можно сформулировать так: «Откладывать 10% от всех доходов». В разделе С перечислите три шага, которые вы предпримете, чтобы воплотить новую привычку в жизнь. Будьте конкретны. Выберите дату старта — и вперед!". 

4. "Сила воли. Как развить и укрепить", Келли Макгонигал.

"В этой книге вы почти не найдете быстрых решений, но есть один способ мгновенно увеличить силу воли: замедлите дыхание до 4-6 вдохов в минуту. На каждый вдох уйдет от 10 до 15 секунд: это медленнее, чем обычно, но нетрудно при некоторой практике и терпении. Замедляя дыхание, вы активируете префронтальную кору и увеличиваете вариабельность сердечного ритма, что помогает перевести мозг и тело из состояния стресса в режим самоконтроля. Спустя несколько минут к вам придет покой, вы овладеете собой и сможете справиться с побуждениями или искушениями. Неплохая мысль - замедлить дыхание, пока вы пялитесь на пирожное. Сначала засеките, сколько вдохов в минуту вы делаете в спокойном состоянии. Потом начните замедлять дыхание, не задерживая его (это только усилит стресс). Большинству людей гораздо проще замедлять дыхание на выдохе, так что сосредоточьтесь и выдыхайте медленно, до конца (сложите губы трубочкой и вообразите, что выдыхаете через соломинку). Полный выдох поможет вам вдыхать глубже без усилий. Если не удается замедлить дыхание до четырех актов в минуту, не огорчайтесь. Вариабельность сердечного ритма увеличивается, по мере того как частота дыхания становится реже 12 актов в минуту.

Исследования показывают, что регулярное применение этой техники повышает стрессоустойчивость и увеличивает волевой резерв. В одном исследовании ежедневное 20-минутное упражнение на замедленное дыхание повышало вариабельность сердечного ритма и снижало подавленность и импульсивность у людей с посттравматическим стрессовым расстройством и алкоголизмом. Полицейских, трейдеров телефонных операторов по работе с клиентами (три самые напряженные профессии на планете) тоже учат повышать вариабельность сердечного ритма с помощью похожих дыхательных практик. Требуется всего одна-две минуты замедленного дыхания, чтобы увеличить волевой резерв, - что вполне доступно при любом волевом испытании". 

5. "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя", Максим Батырев.

"Смена стратегии, в том числе отказ от ранее выбранной, может привести к отличным результатам. Самое главное - это позиция сильного. Осознанная позиция закаленного, мужественного человека. Люди, которые упираются тогда, когда у них не получается реализовать свою стратегию, и при этом не меняют способы достижения цели и держатся за свою стратегию руками и ногами, - слабаки. Выглядят они жалко. Сколько раз я видел, как ради надписи на визитке «руководитель отдела» люди меняли место работы, уходили в маленькие серенькие организации на меньшую зарплату, но зато оставались «при погонах».

А бывает, приходят на собеседование на должность руководителя люди со стороны. Я им говорю: «Все в порядке, мы готовы начать работать с вами, но вы должны себя показать, поработать два, три, четыре месяца с клиентами. Если подтвердится, что вы действительно способны продавать в поле, мы вас назначим. Это важно в нашем бизнесе». Иногда от таких моих слов их начинает буквально потряхивать. И под предлогом, что «он и так потратил ЦЕЛЫХ 1,5 года своей жизни на линейную должность специалиста и на работу с клиентами», эти «руководители» уходят в ту же маленькую серенькую организацию на зарплату меньшую, чем получали бы у нас, будучи специалистами. Со стороны это не кажется сильной позицией. Человек не может изменить свою личную стратегию - «быть руководителем кого-нибудь и где-нибудь», - и от этого порой становится смешно. (...)

«Стая копирует вожака». Эта татуировка должна быть рядом с предыдущей. А теперь самое неприятное - если хотите понять, какой вы менеджер, посмотрите на сотрудников, которые работают с вами больше полугода. Вот вы такой, как они. Поздравляю! Хотите изменить их? Посмотрите сначала на свое отражение. И обязательно подумайте про свое серьезное лицо. Власть, которую вам дали, - не повод для того, чтобы начать хмурить брови. Иначе так и проведете остаток своей управленческой жизни в коллективе, больше похожем на бригаду рабочих с трубопрокатного завода". 

6. "Rework. Бизнес без предрассудков", Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон.

"Во время своей работы не забывайте о том, почему вы занимаетесь именно тем, чем занимаетесь. Прекрасные бизнесы имеют собственную точку зрения, а не просто набор продуктов и услуг. Вы должны верить во что-то. Обладать силой воли. Знать, за что вы готовы сражаться. А затем рассказать об этом миру. Твердая позиция - это именно то, что привлекает преданных поклонников. Они приводят вас в пример и защищают вас. Они говорят о вас друзьям, и это работает лучше, чем любая реклама.

Твердые убеждения не даются бесплатно. Ими вы отвратите от себя некоторых людей. Они будут обвинять вас в высокомерии и отчужденности. Это жизнь. На каждого, кто любит вас, найдутся другие, которые вас ненавидят. Если то, что вы говорите, никого не задевает, возможно, вы просто недостаточно стараетесь (и, скорее всего, попросту скучны). (...)

Мир бизнеса захламлен мертвыми документами, которые только съедают ваше время. Докладами, которые никто не читает, диаграммами, на которые никто не смотрит, и спецификациями, которые никогда не описывают завершенный продукт. На подготовку этих документов уходит целая вечность, на то, чтобы забыть о них, - секунды. Если вам нужно что-то объяснить, постарайтесь приблизить объяснение к реальности. Вместо того чтобы описывать внешний вид продукта, просто нарисуйте его. Вместо того чтобы объяснять, как что-то звучит, просто издайте этот звук. Делайте все, что в ваших силах, чтобы убрать лишние  уровни абстракции. Главная проблема абстракций, таких как отчеты и документы, заключается в том, что они создают иллюзию договоренности. Сотня человек может читать одни и те же слова, но в своих головах они будут представлять сотню разных вещей. (...)

Приняв решение построить «аэропорт будущего», авиакомпания Alaskan Airlines не стала полагаться на чертежи и наброски. Ее сотрудники арендовали склад и создали макет аэропорта, используя картонные коробки для изображения скамеек, стоек регистрации и багажных лент. Затем команда перебралась в город Анкоридж, чтобы построить там небольшой «прототип» и протестировать все системы на реальных пассажирах и служащих. Конечный проект, приблизивший процессы к реальности, помог увеличить продуктивность работы сотрудников аэропорта и существенно сократить время ожидания в очередях для пассажиров...". 

7. "Маркетинг в социальных сетях", Дамир Халилов.

"Для того чтобы выбрать правильный формат продвижения, понять, какой контент будет интересен вашим потенциальным клиентам, и определиться с политикой комьюнити-менеджмента, необходимо понять, какой шаблон онлайн-поведения свойственен этой аудитории. Существует три основные поведенческие категории пользователей: пассивные наблюдатели, участники дискуссий, генераторы контента.

Так, например, в телеком-тематике (мобильная связь, гаджеты и т. д.) наблюдается наибольшая концентрация генераторов контента: люди склонны вести блоги, писать посты, начинать обсуждение чего-либо. В финансовой тематике (банки, страховые операторы, брокерские компании) больше всего участников дискуссий; здесь пользователи в меньшей степени генерируют контент, однако нередко присоединяются к уже ведущимся обсуждениям (кстати, этим обусловлена высокая популярность банковских форумов, таких как banki.ru). И наконец, в тематике ритейла преобладают пассивные наблюдатели: пользователи воспринимают информацию, однако редко проявляют активность.

В зависимости от того, к какой категории принадлежит человек, вы можете так или иначе адаптировать под него вашу кампанию. Так, если вы знаете, что основу аудитории составляют генераторы, то вам необходимо создать сеть сообществ, оформить их, наполнить неким начальным контентом, а дальше пользователи сами их оживят. Соответственно, важнейшая задача в данном случае - дать людям возможность высказаться".

Обсудить
Рекомендуем