Статья

Кредитное здоровье регионов улучшилось

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 5 апр – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Более чем половина российских регионов в 2015 году улучшила свои возможности по обслуживанию долга, невзирая на экономические трудности. К такому выводу пришли эксперты "РИА Рейтинг" по итогам анализа и расчета собственного индекса кредитоспособности регионов.

Индекс кредитоспособности региона (ИКР) определялся как место региона на нормированной линейке от 0 до 100.  Максимальный индекс кредитоспособности может получить только регион, который получит максимальные оценки по всем анализируемым показателям, характеризующим его долговую нагрузку, структуру доходов и расходов бюджета и структуру его экономики.

Лидеры и аутсайдеры

Лидерами индекса кредитоспособности остаются Москва и Санкт-Петербург – их индекс кредитоспособности равен максимально возможным - 100% - и не изменился за прошедший год. За ними следуют Московская и Ленинградская области, а также нефтедобывающие регионы – Республика Татарстан, Тюменская область и ХМАО. За год их индекс либо незначительно вырос, либо сохранил позиции.

Наиболее существенный рост показателя – более чем на 10 пунктов – продемонстрировали Мурманская область, Республике Татарстан, Новгородская область, Пермский край и Курская область. Напротив, более чем на 10 пунктов индекс снизился у Брянской области, Ставропольского края, Курганской, Магаданской и Калининградской областей. Нижние строчки рейтинга занимают Новгородская и Рязанская области, а также Республика Бурятия.

Неравномерность показателей объясняется совокупностью бюджетных и экономических факторов, которые эксперты принимали во внимание при расчете индекса. Так, в большинстве регионов - лидеров по индексу кредитоспособности отношение государственного долга к собственным доходам составляет менее 10%, а бюджет формируется за счет собственных доходов на 80% и более.

У субъектов с низким значением индекса, напротив показатель отношения госдолга к доходам превышает 95%, а большую часть этих доходов составляют займы и госсубсидии. Как правило, это дотационные регионы, которые в силу слаборазвитой экономики не могут формировать доходную часть бюджета и вынуждены наращивать долг.

Причины и следствия

Во многих случаях это можно объяснить объективными причинами - исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими аспектами, обеспеченностью ресурсами, пояснил руководитель Центра экономических исследований МИА "Россия сегодня" Валерий Третьяков. 

"Понятно, что финансовые центры Москва и Санкт-Петербург вкупе с нефтедобывающими и промышленно развитыми регионами имеют наиболее высокие значения индекса кредитоспособности. В то же время многое задано, но не все определено. Определенную роль играют и субъективные факторы, а именно стратегия экономического развития, проводимая руководителям регионов, взаимоотношения с федеральным центром.  Рациональная долговая и бюджетная политика тоже приносит свои плоды", - пояснил он.

В целом же долг субъектов федерации растет, и, по данным Счетной палаты, на конец 2015 года достиг 2,3 трлн рублей. При этом структура регионального долга претерпела изменения. Наиболее существенно выросла доля бюджетных кредитов под низкие ставки – с 31% до 34,9%, примерно столько же приходится на коммерческие кредиты. Доля займов, привлеченных через выпуск ценных бумаг субъектов  снизилась c 21% до 18,6% вследствие неустойчивости финансового рынка и проблем с размещением. 

В качестве причин роста долга главный экономист "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин назвал снижение бюджетных трансфертов на фоне необходимости выполнения майских указов президента.

"Естественно, бремя легло на регионы, и если до 2014 года можно было бы привлекать займы на внешнем рынке и ставки были ниже, то после условия ужесточились. Неудивительно, что государство приходит на помощь и предоставляет кредиты из бюджета по приемлемым ставкам",- добавил он.

В 2016 году наиболее вероятно ожидать роста или стабилизации кредитоспособности в промышленно развитых регионах, особенно тех, которые ориентированы на ВПК, который сейчас устойчиво финансируется. Традиционно неплохо будут чувствовать себя и нефтегазовые регионы. Там, где экономика развита слабо, а бюджетные дотации велики, индекс, скорее всего, продолжит снижаться. Однозначно исключать дефолта одного или нескольких регионов нельзя, но системного кризиса государство не допустит, оказав меры поддержки, уверены эксперты.

Обсудить
Рекомендуем