Рейтинг@Mail.ru
Рада забраковала налоговую реформу, предложенную Минфином Украины - 18.12.2015, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%АналитикаЭкономика

Рада забраковала налоговую реформу, предложенную Минфином Украины

Читать Прайм в
Дзен Telegram

КИЕВ, 18 дек - ПРАЙМ. Министр финансов Украины Наталия Яресько в четверг представила в парламенте законопроект о налоговой реформе. Однако депутаты раскритиковали документ, хотя и не озвучили конкретных претензий. В итоге рассматривать проект даже не стали.

Целью предлагаемых изменений является вывод экономики из тени путем оптимизации налоговых ставок. Согласно задумке разработчиков, реформа также призвана содействовать развитию национальной экономики и одновременно обеспечить стабильное наполнение государственного и местных бюджетов на покрытие приоритетных расходов. На базе этих изменений Минфин и подготовил проект государственного бюджета на 2016 года.

Представление законопроекта в Раде сопровождалось митингами профсоюзов против принятия налоговой реформы. Бизнес опасается, что нововведения негативно скажутся, в частности, на деятельности аграриев и ликеро-водочных предприятий.

Депутаты раскритиковали внесенные предложения, потребовав перенести рассмотрение налоговой реформы на более поздний срок, отдельные депутаты предложили, чтобы она вступила в действие с 2017 года. При этом прозвучало предложение принять госбюджет на старой налоговой базе.

В то же время депутаты не озвучили конкретных замечаний к налоговой реформе, ограничившись общей критикой. При этом было принято решение создать депутатскую рабочую группу для обсуждения будущего налоговой реформы и госбюджета на следующий год.

РЕФОРМА В УГОДУ МВФ

Если все же предложений документ будет принят в нынешнем виде, то изменения в части администрирования налогов начнут действовать с 1 апреля 2016 года, новые налоговые ставки – с начала следующего года.

Нынешняя налоговая реформа - уже вторая за два года, первая была принята в конце 2014 года под госбюджет на 2015 год. На этот раз для обеспечения стабильности налогового законодательства введен мораторий на налоговые реформы на три года, до 2019 года.

Ранее МВФ, который является основным внешним кредитором Украины, потребовал от Киева для продолжения программы кредитования принять налоговую реформу, которая бы позволила сформировать госбюджет страны на 2016 год в соответствии с обязательствами Украины перед фондом.

Согласно утвержденной программе сотрудничества с МВФ, дефицит украинского бюджета на следующий год не должен превышать 3,7% ВВП.

Продолжение программы сотрудничества с МВФ является критически важным для Украины, которая находится в затяжном экономическом кризисе, без внешней финансовой поддержки стране грозит дефолт.

КОМПРОМИССНЫЙ ВАРИАНТ

Первоначально были разработаны два проекта налоговой реформы: более жесткий по отношению к налогоплательщикам вариант Минфина и более лояльный депутатский проект, автором которого выступила председатель парламентского налогового комитета Нина Южанина. Сторонам пришлось выработать компромиссный вариант, поскольку депутатский проект не устраивал МВФ, а депутаты отказывались поддерживать министерский.

В компромиссном варианте Минфин согласился ввести более лояльные ставки по части налогов (первоначально он предлагал установить единую ставку в 20% для всех налогов).

СНИЖЕНИЕ СТАВОК

Налоговая реформа предусматривает ряд ключевых нововведений, первое из них - снижение в течение 2016-2017 годов налоговой нагрузки на бизнес для вывода его из тени.

Украина сталкивается с серьезными проблемами с уплатой налогов. Уровень теневой экономики в первом полугодии 2015 года составил 42% ВВП.

Самое существенное сокращение коснется единого социального взноса - уже с 2016 года налог будет сокращен с 41 до 20%. Кроме этого, устанавливается унифицированная ставка на доходы физлиц (НДФЛ) на уровне 18% вместо действовавшей до этого дифференцированной ставки в 15 и 20% в зависимости от уровня доходов. В то же время налог на прибыль предприятий не изменится и будет составлять 18%.

При этом предусматривается, что с 2017 года НДФЛ и налог на прибыль предприятий будут снижены на один процент - до 17%. Изменения вообще не коснутся только НДС, который, как и раньше, будет составлять 20%.

АЛКОГОЛЬ И СИГАРЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ

Параллельно с понижением налоговых ставок реформа предусматривает увеличение акцизного сбора на алкоголь и сигареты.

В частности, акциз на ликеро-водочные изделия и пиво поднимается в два раза - до 141,06 гривны (около 6 долларов) за литр чистого спирта и 2,48 гривны за литр пива (0,1 долларов). При этом на 40% поднимается акциз на сигареты - до 318,26 гривны (13,3 доллара) за тысячу штук.

При этом предполагается постепенное дальнейшее увеличение до 2020 года акциза на алкогольные напитки на 5%, на табачные изделия - на 7%. Это увеличение будет применяться дополнительно к ежегодной индексации ставок в соответствии с индексом потребительских цен.

Повышение акцизов приведет к подорожанию алкоголя и табачных изделий. К примеру, бутылка водки объемом 0,5 литра будет стоить около 70 гривен (2,9 доллара), тогда как сейчас минимальная цена 55 гривен (2,3 доллара). Ожидается, что цена на сигареты вырастет на 3,5-5 гривен (0,1-0,2 доллара) за пачку в зависимости от ценового сегмента. При этом средневзвешенная цена вырастет на 30% - до 18,5 гривны (0,8 доллара) за пачку.

Как прогнозируют эксперты, повышение цен приведет к существенному росту уровня теневой экономики в алкогольной и табачной отрасли.

НАЛОГ НА РОСКОШЬ

Налоговая реформа также предполагает увеличение бюджетных поступлений за счет так называемого налога на роскошь.

Первое новшество в этой сфере – повышение ставки налога на недвижимость с 2% до 3% минимальной зарплаты за один квадратный метр (облагаются налогом квартиры площадью более 60 квадратных метров и дома свыше 120 квадратных метров). Ранее владельцы квартир площадью более 60 квадратных метров и домов свыше 120 квадратных метров платили за каждый метр превышения этих лимитов по 27,56 гривны (1,2 доллара), теперь платеж повышен до 41,34 гривны (1,7 доллара).

Дополнительное налогообложение вводится для объектов жилой недвижимости с большой площадью: квартир площадью более 300 квадратных метров и домов более 500 квадратных метров по ставке 25 тысяч гривен (1 тысяча долларов) в год за каждый объект недвижимости.

Также меняется подход к налогообложению автомобилей. До этого на Украине налогом в 25 тысяч гривен в год облагались автомобили объемом двигателя от трех литров и возрастом до пяти лет. Теперь этот налог будет взиматься с автомобилей стоимостью более 1 миллиона гривен (42 тысячи долларов) и возрастом до пяти лет.

Правительство рассчитывает, что таким образом налог начнут платить собственники автомобилей премиум-класса, которые до этого имели возможность избегать налогообложения, поскольку не у всех элитных автомобилей объем двигателя - больше трех литров.

В то же время, по оценкам некоторых автотрейдеров, теперь в категорию элитных могут попасть автомобили, которые во всем мире позиционируются как предназначенные для среднего класса.

ОГРАНИЧЕНИЕ ЛЬГОТ АГРАРИЕВ

Еще один важный момент реформы – ограничение льготного режима налогообложения аграриев. На Украине с 1999 года с целью поддержки сельхозпроизводителей был введен льготный налоговый режим для сельскохозяйственных предприятий в виде фиксированного сельхозналога (ФСН) и спецрежима возмещения НДС (предусматривает возмещение аграриям НДС, начисленного им на сумму поставленных товаров и услуг).

Коалиционное соглашение, подписанное перед формированием в конце 2014 года правительства, предполагало сохранение налоговых льгот для аграриев до 2018 года. Между тем, обновленный текст меморандума о сотрудничестве Украины и МВФ предусматривает их отмену с 2016 года.

Во время налоговой реформы, принятой в конце 2014 года, налоговые льготы для аграриев были частично урезаны. Аграриев перевели на упрощенную систему налогообложения, поместив их в отдельную группу плательщиков единого налога. Также аграриям отменили возмещение НДС при экспорте продукции.

Нынешняя налоговая реформа вводит с 2016 года переходные условия спецрежима возмещения НДС сельхозпроизводителями, согласно которым 75% НДС будет направляться в госбюджет, а 25% - будут оставлять в распоряжении аграриев. С 2017 года действие спецрежима вообще будет прекращено.

Также вносятся изменения в упрощенную систему налогообложения аграриев: крупные сельхозпредприятия будут лишены права оставаться в системе единого налога. Упрощенная система будет применяться только к аграрным предприятиям с годовым доходом не более 2 миллионов гривен (84 тысячи долларов).

ВОЕННЫЙ СБОР ОСТАНЕТСЯ

Налоговая реформа сохраняет военный сбор в размере 1,5% с доходов физлиц, который был введен с 2015 года как временная мера в связи с боевыми действиями на востоке Украины. Теперь предусматривается, что этот дополнительный платеж будет действовать до вступления в силу решения парламента о завершении реформирования вооруженных сил Украины.

ОЧЕРЕДНОЙ "МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ"

Эксперты считают, что новая налоговая реформа - это очередной "мыльный пузырь" от украинского правительства, поскольку на самом деле она не решает основных проблем в сфере налогообложения, с которыми сталкиваются предприниматели.

"Нет никакой реформы, это небольшие изменения в Налоговый кодекс, которые, к сожалению, не меняют систему. Проект налоговой реформы Южаниной – это была действительно реформа, а этот компромиссный вариант - это не реформа", - считает эксперт, президент Украинского аналитического центра Александра Охрименко.

Аналитики подчеркивают, что основное бремя налогов после реформы ляжет на простых украинцев, поскольку введение унифицированной ставки налога на доходы физлиц в 18%, вместо ранее действующей дифференцированной 15-20%, на самом деле увеличит налогообложение основной массы работающих украинцев. Эксперты полагают, что это будет стимулировать выплату "зарплаты в конвертах".

По словам Охрименко, для того, чтобы экономику из тени, нужно было более существенно снизить налоговые ставки, как это было предложено в депутатском проекте налоговой реформы.

Эксперт считает, что принятый вариант налоговой реформы преследует, в первую очередь, цель выполнить требования МВФ и обеспечить необходимую доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений, а не стремиться улучшить бизнес-климат.

Налоговая реформа не решает ключевых вопросов, которые мешают нормальной работе бизнеса. Это проблемы невозмещения государством предприятиям НДС и злоупотреблений налоговиков при налоговых проверках, заключил Охрименко.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала