МОСКВА, 19 окт – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Вопросы будущего евразийского сотрудничества и перспективы развития глобального энергетического рынка стали основными в повестке первого дня работы десятого Евразийского экономического форума в Вероне. В специальной сессии среди прочих приняли участие экс-канцлер Германии, председатель совета директоров "Роснефи"
Первым выступил экс-канцлер ФРГ. Шредер обратил внимание на противоречивые отношения Евросоюза, США и России, отметив, что у каждого игрока есть свои интересы, но Европа заинтересована в сохранении энергетических поставок из РФ. "Меня критиковали в моей же стране, а я все равно согласился на эту важную должность (председателя совета директоров "Роснефти" – ред.), так как хочу показать на своем примере, что важен диалог, важно сотрудничество с Россией", - отметил Шредер.
Сечин же сразу сконцентрировался на энергетическом состоянии Большой Евразии, где производится почти 70% мирового ВВП по паритету покупательской способности, приходится около 76% мирового экспорта товаров и услуг при 60% прямых иностранных инвестиций. "Развитие энергетики и общих инфраструктурных проектов – важнейшие факторы евразийской интеграции, поэтому начать наше обсуждение я хотел бы с анализа рынка нефти", - сказал Сечин.
"Смерти" нефти ждать не стоит
"Смею вас заверить, что слухи о "смерти" нефти сильно преувеличены. Она останется основой мировой топливной энергетики в ближайшие 20-30 лет", - заявил Сечин. Темп роста мировой экономики будет обеспечивать устойчивое увеличение спроса на углеводороды – в ближайшие 10 лет рост предложения жидких углеводородов должен составить 0,7-0,8 млн баррелей в сутки ежегодно. В долгосрочной перспективе, доля жидких углеводородов в структуре мирового потребления энергии будет медленно снижаться, признал Сечин, но все же будет занимать около 30% мирового потребления первичной энергии при увеличении их физических объемов.
"Некоторое снижение доли нефти в общем балансе энергоресурсов будет практически полностью компенсировано ростом доли газа и удлинением производной нефтепродуктовой цепочки", - констатировал он, особенно выделив перспективу природного газа.
Нефтяное ценообразование
Говоря о ценообразовании нефти, Сечин отметил, что на рынке существует доминирование финансовых спекуляций над долгосрочными интересами развития нефтяной отрасли.
"Преобладание финансовых игроков и краткосрочных спекулятивных операций приводит к излишней волатильности ценовых индикаторов. К сожалению, это наносит урон долгосрочным интересам отрасли", - сказал глава "Роснефти".
За последние 10 лет доля участия финансовых игроков в формировании цен на нефть значительно выросла. Объем рынка беспоставочных фьючерсных контрактов превышает рынок, на котором торгуются физические объемы нефти более чем в 11 раз, и во многие десятки раз превышает объем физических поставок, сказал Сечин. Он призвал лидеров отрасли нивелировать волатильность на рынке и ответственно подходить к задаче долгосрочного обеспечения потребностей мировой экономики.
ОПЕК+ и "навес" запасов
Актуальной проблемой, по словам Сечина, в настоящее время остается избыток запасов нефти. "Несмотря на рост потребления и на то, что за 9 месяцев действия соглашения ОПЕК+ избыточные запасы сократились на 60 млн баррелей, это всего 25% от необходимого сокращения до выхода на средний уровень 2012-2016 гг", - подсчитал Сечин, заметив, что цель нормализации "навеса" пока реализована не до конца, поэтому говорить о переломе на рынке нефти рано, в связи с чем в ближайшее время ожидать всплеска нефтяных цен не стоит.
Успехи сланцевой добычи
Сечин также прокомментировал устойчивость сланцевой отрасли. У пяти крупнейших сланцевых производителей США (Continental, Devon, EOG, Newfield, Pioneer) наблюдаются существенные финансовые проблемы: в 28 из 29 кварталах с 2010 года был отрицательным чистый денежный поток, эти компании в 2010-2016 гг. потратили свыше 50 миллиардов долларов на геологоразведку и сделки по слияниям и поглощениям, сообщил Сечин. При таком поведении положительный денежный поток в отрасли появится не ранее 2020 года, и то при условии, что цена нефти к этому времени достигнет приблизительно 70 долларов за баррель, считает глава "Роснефти".
"Учитывая растущие инвестиционные и операционные затраты, возникает закономерный вопрос, что закончится раньше − период низких нефтяных цен или терпение и надежды инвесторов?", - задался вопросом Сечин, заметив, что у "Роснефти" расходы на добычу составляют около 2,5 доллара за баррель.
Дело "Роснефти" добывать нефть и соблюдать местное регулирование
Должен быть универсальный подход к работе иностранных компаний в Курдистане, они не имеют отношения к политике, "Роснефть" добывает нефть и соблюдает при этом местное законодательство, сообщил журналистам глава "Роснефти" Игорь Сечин.
В среду "Роснефть" сообщила, что подписала с правительством Курдистана документы, необходимые для вступления в силу соглашений о разделе продукции (СРП) в отношении пяти добычных блоков, расположенных на территории региона. Сумма платежей за вхождение в проект составит до 400 миллионов долларов. "Роснефть" планирует начать программу геологоразведочных работ и добычу в режиме опытной эксплуатации уже с 2018 года.
"Мы работаем и в Венесуэле, и в Курдистане начинаем работать, обсуждаем вопросы работы с Ираном. При этом я не являюсь политиком, мое дело - добывать нефть и делать это эффективно. И мы строго соблюдаем законодательство на любой территории, где мы находимся", - сказал он.
"Если есть какие-то противоречия внутреннего характера, они должны быть решены между правительством Курдистана и центральным правительством Ирака, это не наш вопрос вообще", - добавил Сечин.
Он отметил, что в Курдистане работают многие мировые компании, "и это никого не тревожит", - Exxon, Chevron, Total. "Почему мы не можем там работать?", - отметил глава "Роснефти".
"Мы считаем, что должен быть универсальный подход, мы не являемся субъектами политической составляющей", - подчеркнул он.