3 апреля. (Dow Jones). Иран и шесть ведущих мировых держав в четверг согласовали параметры соглашения по ядерной программе Тегерана, что повышает вероятность отмены ограничений на экспорт иранской нефти, но о крупномасштабных поставках пока говорить рано.
Увеличение экспорта нефти Ираном зависит от окончательных условий соглашения по ядерной программе, подписание которого ожидается в июне, последующего снятия санкций и темпов восстановления нефтяного сектора Ирана, испытывающего нехватку капиталовложений.
Эксперт: Снятие санкций с Ирана может обвалить цену на нефть >>
После объявления параметров соглашения по ядерной программе цены на нефть упали. Тем не менее, в консалтинговой компании Eurasia Group заявили, что падение цен, вероятно, прекратится, когда на следующей неделе начнется бурное обсуждение этого соглашения.
Допустим, окончательное соглашение по ядерной программе Тегерана будет достигнуто к концу июня, но на снятие или приостановку санкций в отношении нефтяного и банковского секторов Ирана может потребоваться три месяца, и еще шесть месяцев уйдет на восстановление добычи и экспорта нефти до уровня 1 млн баррелей в день, считают в Societe Generale.
"Иранская нефть не станет серьезной проблемой для рынков до 2016 года", - заявили в банке.
Когда санкции будут отменены, на рынок может начать поступать нефть из хранилищ Ирана. В стране были созданы огромные запасы этого сырья, так как объемы производства превышали объемы экспорта и потребления внутри страны.
Большая часть иранской нефти экспортируется с островов Харг, Лаван и Сирри в Персидском заливе, и, по данным Министерства энергетики США, совокупная емкость хранилищ на этих островах составляет около 38 млн баррелей. Кроме этих терминалов Иран также использует для хранения нефти супертанкеры, так как строгие санкции, введенные странами Запада в отношении перевозки и страхования грузов, затрудняют их эксплуатацию в мировом океане.
"Иранским танкерам нет лучшего применения в настоящее время, учитывая введенные США санкции", - сказал Ральф Лещинский из итальянской фрахтовой компании Banchero Costa. По его словам, многие из этих судов используются сейчас для хранения нефти.
С начала февраля 15 крупнотоннажных танкеров для перевозки сырой нефти стоят на якоре у берегов Ирана. По оценке A. Gibson Shipbrokers Ltd., в совокупности в них может храниться около 35 млн тонн нефти.
Китай, Индия, Южная Корея, Япония и Турция являются крупнейшими потребителями иранской нефти, наибольший объем которой поступает на рынки Азии. По словам трейдеров из Сингапура, Ирану придется продавать нефть по сниженным ценам, чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях избытка предложения на мировом рынке, и в основном сосредоточиться на покупателях в Азии.
Ожидается увеличение импорта иранской нефти в Индию, правительство которой распорядилось сократить покупки этого сырья в 1-м квартале 2015 года, чтобы не превысить годовой целевой уровень. Индия должна возобновить закупку иранской нефти в апреле, когда здесь начнется новый финансовый год, отметили в консалтинговой компании Energy Aspects.
Из-за введения санкций экспорт нефти и газового конденсата из Ирана упал с 2,5 млн баррелей в день в 2011 году до 1,1 млн баррелей в день в 2013 году. В 2014 году, после достижения промежуточного соглашения по ядерной программе, объем экспорта частично восстановился - до 1,27 млн баррелей в день. По оценке Energy Aspects, выход на рынок нефти, хранящейся в танкерах, может увеличить объем экспорта из Ирана до 1,3-1,4 млн баррелей в день.
В случае отмены санкций к началу следующего года на рынок может начать поступать еще 1-1,2 млн баррелей иранской нефти в день, что увеличит избыток сырья и окажет давление на цены. Хотя Ирану будет сложно полностью восстановить производственные мощности в нефтяном секторе, на рынке и без его нефти в ближайшие месяцы будет сохраняться избыток предложения.