МОСКВА, 6 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Малоизвестная компания "Татнефтегаз" решила воспользоваться объявленной правительством приватизацией и предложила передать ей во временное управление весь принадлежащий государственным структурам пакет акций "Башнефти". За право управления компанией в течении 10 лет (Росимуществу принадлежит 50,08% и 25%+1 – башкирскому правительству) инвестор готов заплатить 6 млрд долларов. Эта цена может стать ориентиром для всего процесса приватизации государственных активов в нефтяной отрасли. Если государство примет это предложение, то оно станет прецедентом в отношения между государством и частным инвестором.
От государства до приватизации и обратно
Долгое время центром прибыли Башкирского ТЭКа было его нефтеперерабатывающее подразделение, в состав которого входят расположенные в Уфе три НПЗ. Внимание уделялось переработке с использованием давальческих схем, позволявших уводить из-под налогообложения огромные суммы. Руководство Башкирского ТЭКа при Урале Рахимове, использовало все возможные способы, как свести к минимуму операционные и капитальные затраты, что крайне негативно сказывалось на показателях добывающего бизнеса.
Ситуация изменилась после приобретения компании группой АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Новый инвестор провел работу по реструктуризации Башкирского ТЭКа. В состав "Башнефти" вошли три уфимских НПЗ, которые считаются одними из самых лучших в стране по технической оснащенности. Все перерабатывающие предприятия можно рассматривать как единый производственный комплекс, поскольку уровень кооперации между заводами очень высокий. Совокупная мощность уфимских НПЗ превышает 24 млн т/г. Компания начала активно развивать собственную сбытовую сеть и превратилась в полноценную ВИНК.
Впоследствии "Башнефть" начала покупать активы за пределами республики и добилась победы в конкурсе на месторождения Титова и Требса. Для освоения месторождений компания создала СП с ЛУКОЙЛом, которое успешно работает. Только в этом году на месторождении планируется добыть до 2 млн тонн нефти.
Затем в 2014 г. было возбуждено уголовное дело по "хищению акций" компаний Башкирского ТЭКа уже против Владимира Евтушенкова. Суд частично поддержал обвинение, вернул контрольный пакет акций "Башнефти" государству, но самого Евтушенкова признал добросовестным покупателем и обвинения против бизнесмена были сняты.
Компания на выданье
После перехода под контроль государственных структур, компания по-прежнему остается одной из самых эффективных в отрасли. Подтверждением этому являются ее производственные результаты. В прошлом году добыча нефти выросла на 11,9%, коэффициент замещения доказанных запасов превысил 200%, почти все производимое компанией моторное топливо соответствует стандарту Евро-5, глубина переработки достигла 85,8%. В конце марта 2015 г. "Башнефть" приобрела 19,04% обыкновенных акций "Уфаоргсинтез" и стала единоличным владельцем этого нефтехимического предприятия.
Производственные успехи положительно отразились на финансовых показателях. Чистая прибыль "Башнефти" в 2015 г. по МСФО выросла на 34,8% по сравнению с годом ранее, составив 58,18 млрд руб.
Таким образом, "Башнефть" остается одним из самых привлекательных активов в российской нефтяной отрасли, и, неудивительно, что на фоне намерений правительства приватизировать компанию, о своем интересе к ней объявил целый ряд профильных инвесторов.
Контрольным пакетом "Башнефти" интересуется ЛУКОЙЛ. Тем более, компания уже является партнером "Башнефти" по освоению месторождений Требса и Титова.
Потенциальным покупателем доли в компании может также стать "Сургутнефтегаз", имеющий огромную "валютную кубышку". Особенно привлекательны для "Сургутнефтегаза" уфимские НПЗ, поскольку у этой компании существует огромный дисбаланс между добычей и переработкой. Однако, такой сценарий маловероятен, без административной поддержки со стороны властных структур.
А вот "Роснефть" едва ли проявит интерес к этому активу, поскольку сама может стать одним из объектов приватизации. Кроме того, поглощение "Башнефти" крупнейшим игроком только усилит олигополию в нефтяной отрасли России, а это угроза для динамичного развития экономики.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Предложение малоизвестной компании "Татнефтегаз" взять во временное владение на 10 лет весь государственный пакет акций "Башнефти" стало полным неожиданностью для рынка. Предложенная компанией оценка пакета – 6 млрд долларов – почти на четверть выше его текущей рыночной стоимости. Кроме того, если капитализация компании на момент ее "возвращения", будет выше, чем при покупке, то "незапланированная прибыль" будет поделена 50% на 50% между "Татнефтегазом" и государством.
При этом, "Татнефтегаз" утверждает, что готов выплатить всю сумму сразу и затем через 10 лет также вернет государству акции. Предложение выглядит очень привлекательным, поскольку участники рынка уверены, что государственные структуры не смогут получить 6 млрд долларов в виде дивидендов от "Башнефти" за 10 лет. Например, дивидендные выплаты компании, причитающиеся государству в 2015 г, составят только 165 млн долларов.
Очевидно, что маленькая компания с уставным фондом 4,5 млн руб. не может сама заплатить оговоренную сумму. Долгосрочное кредитование на международном рынке капитала невозможно из-за санкций. Фактически, необходимые средства "Татнефтегаза" могут предоставить только структуры, которые за ним стоят, и готовы вложиться в российские активы, не афишируя этого. Какие это деньги? Зарубежные или "российские", осевшие в офшорах, не столь важно, если они будут вложены в экономику РФ.
Сначала предложение "Татнефтегаза" не воспринималось всерьез, но затем правительство Башкирии заявило о готовности рассмотреть предложение компании. Каким будет ответ остается не понятным, но есть один очевидный позитивный фактор – обозначена сумма, которую может получить государство за приватизацию "Башнефти", и эта сумма существенно выше, чем рыночная стоимость компании на момент предложения со стороны "Татнефтегаза". Кроме того, 10 лет – большой срок. За это время многое может измениться в экономической политике правительства. Если сделка будет реализована, то это станет новой формой взаимодействия между государством и частными структурами. Может быть, даже взаимовыгодной для обеих сторон.