МОСКВА, 30 июн - ПРАЙМ. Вышедшая майская банковская статистика несколько уменьшила пессимизм, который появился после отчетности за март и апрель. Резкое сокращение кредитования корпоративного сектора (-3.5%, -1.6% и -4.7% в апреле, марте и феврале соответственно) в мае прервалось – ссуды нефинансовым организациям выросли на 1% за месяц. В то же время слабая отчетность банков по МСФО за первый квартал текущего года и 2014 год по-прежнему оставляет мало шансов на безболезненный выход банковской системы из текущего экономического кризиса, говорится в обзоре РИА Рейтинг.
В абсолютном выражении суммарные активы банков за май сократились на символические 39 миллиардов рублей или на 0,05%. Всего за пять месяцев текущего года активы банков стали меньше на 6.9%. Основной причиной сокращения активов в текущем году является избавление банков от избыточной ликвидности, которую они накопили во время "кризисного пожара" в ноябре-декабре 2014 года.
Кроме того, укрепление рубля и, следовательно, отрицательная валютная переоценка обеспечили порядка четверти всего сокращения активов. По мнению аналитиков РИА Рейтинг, объем ликвидности в банковской системе уже пришел в норму и значительного влияния на темпы роста активов динамика ликвидных актив впредь оказывать не будет. Кроме того, стабилизация рубля, также будет нейтрально сказываться на номинальной динамике активов. В дальнейшем темпы роста активов будут в первую очередь зависеть от кредитной активности.
Кредитование населения в первые пять месяцев продолжало демонстрировать глубокий спад. По итогам января-мая объем ссудной задолженности физических лиц сократился на 4.9% или на 556 миллиардов рублей, а только за май – на 0.5%. Ситуацию с кредитованием населения немного спасает залоговое кредитование (ипотека и автокредитование). Во-первых, данные виды кредитования по-прежнему интересны банкам (доля просрочки по ним находится на очень низком уровне и практически не растет в кризис), а во-вторых, поддерживаются государством. В частности, на субсидирование ставок по ипотеке выделено 20 миллиардов рублей (это примерно 400 миллиардов рублей ипотечных кредитов), что позволяет даже демонстрировать небольшой рост портфеля данному виду кредитования.
Убыток топ-30 банков за январь-май составил 34,77 млрд руб >>
Кредитование юридических лиц, как уже указывалось выше, продемонстрировало месячный рост после сокращения три месяца подряд. Стоит отметить, что уже в апреле наметилась позитивная тенденция. Несмотря на номинальное сокращение ссудного портфеля на -3.5%, в реальном выражении (с учетом валютной переоценки) корпоративные ссуды демонстрировали рост. Восстановление кредитования реального сектора, скорее всего, связано с по-прежнему закрытыми внешними рынками капитала для многих российских крупнейших корпораций и соответственно переориентирование их на финансирование за счет кредитов российских банков.
Кроме того, глубина экономического кризиса пока остается умеренной, и ряд компаний декларируют увеличение инвестиций, тем более в последние месяцы российская промышленность демонстрирует небывалую прибыльность. Это, в конечном итоге, может внушать осторожный оптимизм и создавать предпосылки восстановительного роста уже во втором полугодии 2015 года.
Прибыльность банков продолжает оставаться очень низкой, точнее, банки балансируют на грани убыточности
По итогам пяти месяцев банки заработали всего 9 миллиардов рублей, против 338 миллиардов в аналогичный период прошлого года. Такое драматическое падение прибыли связано в первую очередь с ростом процентных расходов. Если в первом квартале 2014 года процентные доходы по банковской системе превышали вдвое процентные расходы, то в первом квартале 2015 года это соотношение было на уровне 1.36. Таким образом, процентная маржа в банковской системе снизилась почти в 3 раза.
Многие банки в декабре предлагали значительные ставки по полугодовым вкладам, уже в июле, когда такие вклады начнут заканчиваться многие банки почувствуют облегчение. Несмотря на некоторое улучшение со стоимостью фондирования, во втором полугодии эксперты РИА Рейтинг не ожидают восстановления прибыльности, так как из-за продолжающегося роста просрочки банки будут вынуждены формировать все больше резервов. На докризисную прибыльность российские банки смогут вернутся не ранее второй половины 2016 года.
В части отзыва банковских лицензий ситуация продолжает оставаться достаточно стабильной, но напряженной для банков
Центробанк продолжает отзывать лицензии у банков, проводящих сомнительные операции и ведущих рискованную кредитную политику. Так за период с 1 апреля по 29 июня лицензии лишились 26 кредитных организаций, еще 3 кредитные организации были ликвидированные добровольно. Суммарный объем активов лишенных лицензии организаций на 1 апреля 2015 года составил 186 миллиардов рублей (это примерно 0.25% суммарных активов банковской системы России), что в 5 раз больше, чем в первом квартале текущего года. За эти два месяца случилось три достаточно крупных отзыва лицензий – КБ Транснациональный банк, у которого активы брутто на 1 апреля активы равнялись 22 миллиарда рублей, МАСТ-Банк – 24.6 миллиарда рублей (оба входили в число ТОП-200 крупнейших банков страны) и Банк Транспортный – активы более 60 миллиардов рублей на 1 апреля 2015 года (входил в число ТОП-100 крупнейших банков страны).
Темп отзыва лицензий, по всей видимости, не собирается снижаться, хотя банков очевидных кандидатов на отзыв становится уже по-настоящему немного. По мнению экспертов РИА Рейтинг, до конца года еще 1-2 банка из ТОП-100 могут лишиться лицензий, а из ТОП-200 под санкции Центробанка РФ могут попасть 5-8 банков.
Топ 5 банковских тенденций в мае-июне
1) Неуверенное восстановление темпов роста корпоративного кредитования и замедление роста просроченной задолженности стали важными итогами последних двух месяцев. Безусловно, заявления о "дне кризиса" в апреле и даже в мае оказались преждевременными, однако есть ощущение, что это пресловутое "дно" не так далеко, а учитывая умеренные потери в данный кризис (сравнивая с результатом 2008-2009 года) и замедление инфляции вкупе со снижением ключевой ставки, данные факты внушают осторожный оптимизм.
ЦБ прогнозирует просрочку по корпоративным кредитам на уровне 9-11% >>
2) Консолидация банковского сектора происходит руками частных банкиров. Банк Петрокоммерц в июне был окончательно присоединен к ФК Открытие, что стало крупнейшим частным слиянием за последние годы, и позволит ФК Открытие закрепиться в пятерке крупнейших банков страны. Кроме того, на рынке активно муссируются слухи о поглощении Банка УРАСЛИБ со стороны МКБ, появилась информация об интересе к МДМ Банку со стороны группы БИН, а БАЛТИНВЕСТБАНК может вести переговоры о покупке Юниаструм Банк. Примечательно, что первые скрипки в слияниях и поглощениях в последнее время стали снова играть частные банки, хотя еще недавно было ощущение, что "все поглотят" госбанки. Скорее всего, кризис повысит желание многих владельцев банков выйти из банковского бизнеса, который приносит маленький доход (рентабельность банков ниже, чем ставки по вкладам) и часто просит дополнительных вливаний (многим банкам требуется докапитализация).
3) Несмотря на снижение ключевой процентной ставки банки, продолжают страдать от высокой стоимости фондирования. Безусловно, стоимость операций РЕПО, напрямую зависящая от решения Центробанка РФ, понизится вслед за ключевой ставкой, но вот другие виды обязательств вряд ли будут быстро дешеветь.
Во-первых, средняя максимальная ставка по депозитам у ТОП-10 крупнейших банков фактически не уменьшается уже месяц и пока ни как не отреагировала на снижение ключевой ставки. Возможно, имеет место некоторое равновесное состояние денежного рынка, что будет предопределять ориентирование ставок по вкладам на спрос и предложение, а не на действия Центробанка РФ.
Во-вторых, многие вкладчики специально открыли длинные дорогие вклады (ставки 18-25%) в период паники в декабре прошлого года, и теперь пожинают плоды, а банки несут соответственно повышенные расходы (кредитные ставки не выросли в той же степени, поэтому процентная маржа в российской банковской системе драматически снижается). Зачастую это предопределяет конфликты между вкладчиками, которые хотят пополнить на законных основаниях свои сверхдоходные вклады, и банками, которые пытаются всеми правдами и неправдами снизить свои процентные расходы. Сейчас происходит первая волна закрытия дорогих вкладов (полугодовые вклады), что немного облегчит бремя банков, но все ровно банки продолжат страдать от дорогих обязательств как минимум до конца года.
4) Важной тенденцией июня стало продление санкция против России. Это было в целом ожидаемо, впрочем оставался призрачный шанс на смягчение санкций или контрсанкций, но чуда не произошло. Кроме того, неприятным фактом стало начало преследования российских активов по одному из решений в пользу ЮКОСа. Хотя маловероятно, что это напрямую коснется российских банков, но арест государственного имущества за рубежом может привести к ответным мерам российского правительства, что запустит новую волну противостояния с Западом. В конечном итоге данные два фактора нарушают принцип "деньги любят тишину", что не несет для российских банков ничего позитивного.
5) Худо-бедно начала работу Национальная система платежных карт, которую стали экстренно строить в 2014 году на фоне слухов о возможном отключении России от SWIFT и отключении ряда санкционных банков от международных платежных систем. Весь первый квартал было много слухов о нежелании и технической невозможности перевода процессинга иностранных платежных систем (в первую очередь Visa), что было чревато техническими проблемами для держателей пластиковых карт. Слухи, как это часто бывает, излишне сгущали краски, а реальность оказалась более прозаичной и оптимистичной. Все заработало, и хотя уже был один достаточно крупный сбой в работе НСПК, в целом результат положительный.
Топ 5 тенденций в области банковского регулирования в мае-июне
1) Принятые в декабре прошлого года меры по поддержке устойчивости банковской системы должны были действовать до 1 июля, однако банкам удалось пролоббировать их продление до 1 октября. При этом ряд послаблений были пересмотрены в сторону ужесточения, в частности льготные курсы валют повысились (расчетный курс доллара был 39.38 стал 45 рублей, евро – было 49.98 стал 52 рубля). А послабление по учету убытков от ценных бумаг и вовсе отменено. Учитывая непростую ситуацию в банковской системе и возможное ухудшение состояния платежной дисциплины в ближайшие месяцы, 1 октября может оказаться не последней датой сохранения послаблений.
2) В мае-июне продолжилась дискуссия по поводу системы страхования вкладов. Германом Грефом было высказано авторитетное мнение о том, что вкладчики должны нести какие-то риски и соответственно издержки (франшиза при выплате, ограниченное число выплат в установленный период времени и т.д.), когда несут деньги в ненадежные банки. Сотрудники Центробанка РФ высказались против таких идей и за сохранение текущей модели страхования вкладов (с учетом дифференциальных ставок), однако на уровне правительства данная тема продолжила обсуждаться. Скорее всего, данная тема будет актуальной еще очень долгое время и будет бурно обсуждаться, как и пенсионная реформа, однако по факту мало что будет меняться. Поэтому кредит на 110 миллиардов рублей для АСВ от Центробанка РФ далеко не последний, ведь отзывов лицензий радикально меньше вряд ли станет, а АСВ кроме как у регулятора денег на затыкание дыр брать не откуда.
3) Несмотря на то, что банки обращались к Центробанку РФ через ассоциацию «Россия» с просьбой продлить мораторий на ограничение полной стоимости кредита до 1 января 2017 года, этого не произойдет и данный механизм, ограничивающий аппетиты розничных банков, заработает с 1 июля. Можно предсказать, что с 1 июля часть розничных банков будет вынуждена радикально снижать процентные ставки по кредитам. Однако вместе с тем может произойти новый расцвет микрофинансовых организаций, для которых ставки фактически не ограничены (разрешенные ставки превышают 500%).
Набиуллина: Банки РФ не испытывают дефицита ликвидности >>
4) Банк России пытается найти баланс между жесткой и мягкой денежной политикой. С одной стороны, инфляция стоит во главе угла и председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявляет: "Многие говорят о контрциклической монетарной и бюджетной политике. Чтобы иметь возможность проводить контрциклическую политику и давать стимулы для экономики в периоды кризиса, надо проводить контрциклическую политику и до кризиса. Если этого у вас нет, как в России, мы неизбежно обречены будем на жесткую ДКП". А с другой стороны, Центробанк РФ достаточно смело снижает ключевую ставку (15 июня ставка была снижена на 1 процентный пункт). И кроме того, уже почти полтора месяца Центробанк РФ скупает валюту с рынка (по 200 миллионов долларов почти ежедневно), что заметно увеличивает денежное предложение. Остается вопрос куда маятник качнется дальше?
5) Продолжается достаточно широкое обсуждение перспектив накопительной пенсии в России. По-прежнему массово звучат идеи свернуть данный "эксперимент", что на время сбалансирует пенсионную систему. С другой стороны, уже выстраиваться очередь из желающих получить деньги у НПФ. Правительство заявляло в июне о возможном введении обязательной покупки НПФами инфраструктурных облигаций (не нашло поддержки у ЦБ).
В свою очередь Центробанк РФ заявил о возможности массового строительства овощехранилищ на деньги пенсионеров. Но самое главное, пенсионеры массово стали "становится акционерами" банков. Уже ряд банков смогли докапитализироваться за счет продажи своих акций дружественным НПФ. Это даже вызвало обеспокоенность у регулятора, и чуть не сорвало IPO МКБ, в котором, скорее всего, якорными инвесторами будут НПФ. По всей видимости, за дальнейшим симбиозом НПФ и банков будут внимательно следить как монетарные власти, так и банковские аналитики.