МОСКВА, 26 мая - ПРАЙМ. Основными тенденциями в автобизнесе на текущий момент продавцы машин называют потерю взаимодействия между банками и автобизнесом, прекращение отношений с Peugeot и Citroen до решения французских компаний о снижении розничных цен и готовность дилеров перепрофилировать площади под продажу Lada.
Банки держат дистанцию
Банки стараются снизить риски кредитования автодилеров за счет повышения ставки и уменьшения тела кредита, говорит президент дилера Renault RTD Service и вице-президент ассоциации РоАД Андрей Петренко. "Овердрафт получаем в зависимости от тех результатов по оборотам, которые были в прошлом месяце. Это создает дополнительную нестабильность", - подчеркнул он.
Одновременно банки проводят переоценку в сторону снижения залогов дилеров, добавляет коммерческий директор одного из крупных региональных дилеров. "Если банки на растущем рынке видели, что дилерский центр можно кому-то продать за 200 миллионов рублей, сейчас они считают, что он ничего не стоит, потому что его невозможно перепродать. Соответственно, залог переоценивается, и это влияет на размер кредитного портфеля, который дилер может себе позволить", - объясняет он.
Ставки по кредитам банки подняли еще в первом квартале, сейчас вместе с движением вниз ключевой ставки идет понижение кредитных ставок, говорит автодилер. Однако бизнес-кейсы, которые были даны дистрибьюторами автобизнесу, не предполагают обслуживания такого уровня ставок, добавляет он.
Очевидно банки понимают, что авторитейл находится не в лучшем состоянии и что число дилеров на рынке превышает необходимую емкость рынка, констатирует член правления ГК "Автомир" Владимир Петров. По его словам, банки страхуют свои риски путем более тщательного подбора партнеров среди авторитейлеров. Правда, "Автомир" никакой дискриминации со стороны банковского сектора на себе не почувствовал, замечает Петров. В то же время тенденция разорения дилеров будет усиливаться. Фактически многие дилеры уже едва держатся на плаву, и особые опасения внушают мелкие дилеры, подчеркивает Петров.
От Peugeot-Citroen отказываются
"Хорошая новость в том, что PSA Peugeot-Citroen снизили цены на свои машины, а плохая в том, что к этому моменты многие дилеры прекратили свои отношения с марками", - считает Петренко. По его словам, когда пять дилерских сетей уже ушли от этого производителя, то решение принимается на уровне бизнес-стратегии. Многие переводят площади Peugeot-Citroen под продажу подержанных машин, чтоб они не пустовали, отмечает он.
"Из центральной части России отказалась от марок брянский "БН-Моторс", компания "Антонина" из Курска от Citroen отказалась. В Орле тоже дилер отказался. "Независимость" давно перепрофилировала центр продажи под подержанные", - говорит Петренко.
Если компания не предпримет чего-то в отношении ценового позиционирования и взаимодействия со своими дилерскими сетями, она их просто потеряет, планы PSA не соответствуют существующим на рынке тенденциям, констатирует он. "Общая тенденция, скорее всего, сохранится. Когда мы говорили, что порядка 20% дилерской сети перепрофилируются или поменяют собственника, скорее всего, так оно и будет", - заключает Петренко.
Вряд ли можно ждать высокого роста бизнеса от предстоящих двух кварталов - второго и третьего, соглашается с Петренко коммерческий директор регионального дилера. Ему также известно об отказах дилерских центров от Peugeot и Citroen. Правда, именно его компания не торопится закрывать свой салон Peugeot, который, по его словам, пока является прибыльным.
Дилеры Peugeot, которые перестали работать с маркой, сделали это по своим внутренним причинам, из-за плохого финансового состояния, уверен Петров. "Это связано с непростой ситуацией вокруг продаж Peugeot в России. Крупные дилеры держатся за марку и будут продолжать работать с ней", - уверен он.
"АвтоВАЗ" возвращается
Возможно, дилерское сообщество поверило словам президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, который предрекал рост числа дилеров компании на конвенции РоАД, но есть продавцы, которые готовы перепрофилироваться под Lada, говорит Петренко. Однако назвать конкретных авторитейлеров, готовых переоборудовать свои салоны под продажи Lada, он отказался.
Один из региональных дилеров говорит, что его компания уже ведет переговоры о том, чтобы взять дополнительное дилерство отечественной марки. "Мы - инвестор в рынке, и профилируем свои активы. Мы не предполагаем строить новые объекты, но спрофилировать объект под российского производителя, который в тяжелых экономических условиях будет получать поддержку государства и будет пользоваться спросом у населения, это логично. Мы не говорим о новых инвестициях и новых игроках на российском рынке", - уточнил он.
По информации Петрова, объем заявок на вступление в дилерство "АвтоВАЗа" большой. И это понятно, говорит он: разваливаются целые сети, как GM, и их дилерам надо куда-то девать свои мощности. Сейчас "Автомир" не работает с продукцией тольяттинского завода, и рассматривает ее как любую другую марку, с которой не работает, поясняет Петров. "Как только сложится какое-то взаимодействие в одном из регионов, в котором мы поймем, что оно будет финансово успешным, мы начнем работать с "АвтоВАЗом", - добавляет он.