Правда, сопровождалось все это не очень благоприятными новостями с финансовых рынков – долговые проблемы в США и еврозоне, угрожающие распаду последней, а под конец года - и возросшие политические риски после парламентских выборов в России спровоцировало падение фондовых индексов и курса национальной валюты.
СДЕЛКА ГОДА
Главной сделкой 2011 года на российском финансовом рынке по праву можно назвать объединение крупнейших бирж ММВБ и РТС. К этому событию шли последние несколько лет, однако компромисс смогли найти только в этом году.
Желание властей объединить крупнейшие торговые площадки страны неоднократно встречали сопротивление со стороны профучастников рынка, которые опасались, что в отсутствии конкуренции биржа перестанет развиваться и "задерет" комиссии. Нужна была авторитетная на рынке фигура, которая могла бы договориться со всеми участниками и была бы лояльна Центробанку. Такой фигурой стал новый глава ММВБ Рубен Аганбегян, работавший до этого в "Ренессанс Капитале" – одном из крупнейших акционеров РТС.
С его приходом начались активные переговоры акционеров ММВБ (в первую очередь, Банка России) с акционерами РТС о покупке последней. В итоге 1 февраля 2011 года был подписан меморандум между ММВБ и пятью основными акционерами РТС - "Ренессанс Капиталом", "Атоном", Альфа-банком, "Тройкой Диалог" и "Да Винчи" - о выкупе контрольного пакета РТС. В соответствии с меморандумом 35% приобретаемого пакета акций ОАО "РТС" оплачиваются денежными средствами, 65% – акциями ЗАО ММВБ. Причем, если первоначально РТС была оценена в 750 миллионов долларов, то в результате переговоров эта сумма выросла до 1,15 миллиарда долларов или 34,5 миллиарда рублей.
ММВБ и РТС подписали 29 июня 2011 года рамочное соглашение об объединении бизнесов, 5 августа собрания акционеров обеих бирж проголосовали за объединение, а 9 сентября было получено одобрение Федеральной антимонопольной службы, после чего началось собственно объединение площадок.
Не обошлось и без скандала. Один из миноритарных акционеров ММВБ - ООО "Еврофинанс Капитал" – пытался заблокировать сделку по слиянию бирж, мотивировав это невыгодными для акционеров ММВБ условиями сделки. В частности, по их мнению, оценка РТС оказалась существенно завышенной, а оценка ММВБ (103,5 миллиарда рублей) существенно заниженной. Кроме того, по оценке "Еврофинанс Капитала", с учетом всех выплат акционерам ММВБ и РТС капитал объединенной биржи мог стать отрицательным.
Условия сделки действительно выглядели несколько странными. Помимо достаточно крупных выплат акционерам РТС за сделку, соглашением предусмотрена страховка для акционеров РТС в случае непроведения до конца первого полугодия 2013 года IPO объединенной биржи. Кроме того, после заключения сделки по покупке РТС выяснилось, что основные активы РТС (технический центр, здание биржи на Долгоруковской, 10% акций ОАО "Мосэнергобиржа", 19,99% акций ОАО "Санкт-Петербургская биржа", доли в уставном капитале ООО "Журнал Фьючесры и Опционы", ЗАО "СКРИН", ООО "РТС-тендер") остались на балансе НП РТС и не вошли в сделку. Часть из них ММВБ пришлось выкупать за дополнительные деньги, часть – так и осталась у НП РТС.
Впрочем, несмотря на скандал, дальше заявлений дело не дошло, и 19 декабря 2011 года состоялось юридическое объединение бирж, временным названием новой площадки стало "ММВБ-РТС".
ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ
В первый же день торгов на объединенной площадке состоялся беспрецедентный случай - в результате технического сбоя на вечерней сессии 19 декабря участники торгов неожиданно для себя обнаружили позиции, в десятки раз превышающие реальные значения. Торги были приостановлены с 19.15 до 23.00 мск, а после возобновления торгов у некоторых трейдеров вместо "длинных" позиций образовались "короткие", что спровоцировало настоящий скандал.
Стоит отметить, что это был далеко не первый случай техсбоев на бирже, поэтому реакция регулятора не заставила себя ждать.
"Считаю и неоднократно ранее говорил, что акционеры и руководители бирж уделили значительное время вопросам выплаты компенсаций акционерам, дивидендам, структуре акционерного капитала, упустив вопросы технического обеспечения торгов", - заявил глава ФСФР Дмитрий Панкин агентству "Прайм", отметив, что ведомство может отозвать квалификационные аттестаты у сотрудников объединенной биржи ММВБ-РТС, если выяснит, что они виновны в технических сбоях.
"Разбор полетов" еще предстоит, остается надеяться, что руководство объединенной биржи учтет все ошибки, и в новом году будет усердно работать на благо рынка и его участников.
ДОЖДАЛИСЬ
С объединением бирж российский фондовый рынок стал на шаг ближе к созданию центрального депозитария в РФ. Соответствующий закон в первом чтении был принят Госдумой еще в 2007 году, и только в 2011 году удалось его принять окончательно (закон о центрдепе был принят Госдумой 17 ноября, одобрен Советом Федерации 29 ноября и подписан президентом РФ 7 декабря).
После объединения ММВБ и РТС не осталось вопросов, на базе какой структуры создавать центральный депозитарий в России. Два крупнейших расчетных депозитария в стране, обслуживающие две крупнейшие биржи страны – Национальный расчетный депозитарий (НРД) и Депозитарно-клиринговая компания (ДКК) – тут же поспешили тоже объединить, и на их базе будет создан центрдеп. Заработает он, как надеются регуляторы, к апрелю 2012 года.
До этого Минфин должен разработать порядок аккредитации центрального депозитария, ФСФР – выдать такую аккредитацию и, кроме того, принять все необходимые нормативные акты во исполнение закона о центрдепе.
Создание центрального депозитария в России является одним из ключевых факторов успеха для создания в Москве Международного финансового центра и нацелено на обеспечение централизации учетной системы, ее прозрачность и соответствие мировым стандартам. Кроме того, создание центрального депозитария важно для привлечения иностранных инвестиций в Россию, так как иностранные инвесторы привыкли работать по понятным им правилам.
ФИНАНСОВЫЙ МЕГАРЕГУЛЯТОР
Еще одно важнейшее объединение 2011 года – присоединение Росстрахнадзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с целью создания единого регулятора на финансовом рынке. Причем, первоначально, еще в конце 2010 года, министерство финансов предлагало реорганизовать ФСФР путем его присоединения к Росстрахнадзору. Однако в итоге был реализован противоположный вариант: реорганизовали страховое ведомство.
При этом, кроме участников страхового рынка, под регулирование ФСФР попали также микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Соответствующий указ был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 4 марта.
Одновременно были перераспределены полномочия между ФСФР и Минфином. Финансовому ведомству поручили решение стратегических вопросов, касающихся развития финансового рынка, проектов законов и постановлений правительства. Полномочия ФСФР сузились до нормативной базы, касающейся регулирования финансовых рынков и порядка надзора за профучастниками рынка ценных бумаг. То есть, по сути, Минфин стал мегарегулятором, а ФСФР – меганадзором на финансовом рынке.
Не обошлось без изменений и в руководящем составе ФСФР. Новым руководителем ведомства в апреле был назначен экс-замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин, а Владимир Миловидов, занимавший пост главы ФСФР с 2007 года, был назначен вице-президентом "Роснефти"
Предполагалось, что бывший глава Росстрахнадзора Александр Коваль займет должность замруководителя ФСФР. Однако после коррупционного скандала, разгоревшегося в Росстрахнадзоре в июле, Коваль сообщил, что не планирует оставаться на госслужбе.
В итоге в августе были назначены три новых заместителя главы ФСФР, которые должны будут курировать надзорную работу за страховым рынком. Ими стали бывший топ-менеджер "Росгосстраха" Игорь Жук, заместитель руководителя по контролю за финансовыми рынками ФАС Юлия Бондарева и замглавы присоединяемого к ФСФР Росстрахнадзора Олег Пилипец. Кроме этого на посту замглавы ФСФР остались три прежних замруководителя: Сергей Харламов, Александр Синенко и Елена Курицына. Бембя Хулхачиев 31 августа был освобожден от должности замглавы ФСФР по его просьбе, а с ноября возглавил совет директоров инвестиционной группы "Универ".
СБЕРБАНК СТАЛ ИНВЕСТБАНКОМ
Объединения на финансовом рынке в уходящем году затронули не только регуляторов и инфраструктуру, но и самих участников рынка. Одна из интриг начала 2011 года – купит ли Сбербанк
Глава Сбербанка Герман Греф в 2010 году неоднократно говорил, что банк будет развивать свой инвестбизнес – либо с нуля, либо купив действующего игрока на финансовом рынке.
В феврале на рынке появилась информация, что Сбербанк определился с объектом покупки - им стала инвесткомпания "Тройка Диалог", в марте банк и владельцы "Тройки" подписали предварительное соглашение, а 25 мая было заключено уже обязывающее соглашение, по которому "Тройка" становится инвестбанковским подразделением Сбербанка.
Изначально планировалось, что сделка будет проходить в два этапа в течение трех лет. На первом этапе, который должен был завершиться в октябре 2011 года, Сбербанк обязался выплатить 1 миллиард долларов собственникам "Тройки" за 100% акций.
Второй этап выплат предполагался, исходя из заработанной "Тройкой" прибыли в 2011-2013 годах.
Сбербанк рассчитывал, что среднегодовая прибыль приобретенной компании составит 173 миллиона долларов, при этом она не должна быть меньше 70 миллионов долларов. При соблюдении этого условия Сбербанк должен перечислить собственникам "Тройки" с учетом среднерыночного мультипликатора прибыли в 13,5 дополнительный платеж в размере до 700 миллионов долларов.
Однако в сентябре стало известно, что сделка будет закрыта не в октябре, как планировалось, а лишь в феврале 2012 года. Греф пояснил, что закрытие сделки откладывается из-за затянувшегося процесса согласования со стороны регуляторов тех стран, в которых работает "Тройка Диалог".
S&P ОБВАЛИЛ МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Август традиционно считается неблагоприятным месяцем для финансовых рынков. В уходящем году "беда" пришла из США. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило 5 августа долгосрочный кредитный рейтинг США на одну ступень, что было поистине беспрецедентным решением - рейтинги США не снижались этим агентством с момента присвоения в 1941 году, когда объединились компании Standard Statistics и Poor’s Publishing. Обе эти компании-предшественницы Standard & Poor's ранее присваивали правительству США свои самые высокие рейтинги, и длилось это век без шести лет (с 1917 года).
Понижение рейтинга произошло в условиях затяжных переговоров администрации президента США Барака Обамы с конгрессменами о повышении потолка госдолга, в отсутствии такой договоренности стране в начале августа грозил дефолт.
Реакция рынков на действия S&P оказалось достаточно резкой. Доллар в паре со швейцарским франком падал до исторического минимума (с 0,93 до 0,71 франка), в паре с японской иеной - с 80 до 76 иен. Впрочем, основная валютная пара евро-доллар не сильно изменилась, так как в самой Европе дела шли не очень хорошо. Там накапливались долговые проблемы, которые осенью 2011 года вылились в не менее драматические события, проявившиеся в критическом росте доходности бумаг стран PIGS, а также в череде снижений рейтингов этих стран и угрозе распада еврозоны.
Цена "защитного" актива - золота - осенью взлетала до рекордных 1920 долларов за тройскую унцию. На рынке замаячил призрак кризиса 2008 года.
Проблемы западных рынков неминуемо отразились и на российском рынке. Индекс ММВБ в августе после понижения рейтинга S&P локально падал на 21%, а курс рубля к доллару за два дня снижался на 6,6%. В целом же за 2011 год основной индикатор ММВБ снизился на 18%, а индекс РТС – на 21%. В декабре к внешним факторам добавились внутриполитические. После парламентских выборов 4 декабря по России прокатилась волна массовых митингов за отмену их результатов, что повысило риски для инвесторов и привело к очередному оттоку капитала из России.