Зачем сначала учиться и только потом применять полученные знания на практике, когда можно делать это одновременно. "Хороший пример плавного перехода от школы к профессии предлагает Германия, - считает Паулина Роуз, руководитель исследовательского проекта ЮНЕСКО, посвященного вопросам образования. - Эта модель объединяет систему образования и рынок труда, включает в себя как теоретические, так и практические знания. Благодаря такому подходу Германии удается удержать безработицу на довольно низком уровне".
БРАК С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ
Именно профессиональное образование, основанное на дуальном принципе, было отмечено в актуальном докладе ЮНЕСКО по программе "Образование для всех". Если суммировать все преимущества немецкой системы, то получится целый список. С первого дня ученики получают зарплату (в среднем около 650 евро в месяц), им не приходится сидеть в переполненных аудиториях, теоретические знания они приобретают в небольших группах (около 18 человек). Сразу после получения диплома выпускники работают по контракту на предприятии, которое финансировало их обучение.
"Дуальная система позволяет лучше узнать работодателя и решить, хотите ли вы остаться в этой фирме. Это как брак с испытательным сроком, - прокомментировала консультант по карьере Дорис Бреннер (Doris Brenner) в интервью Spiegel Online. Однако не все в этом "браке" так гладко. Как отмечает сотрудник немецкого Института профобучения (BundesinstitutfuerBerufsbildung- BIBB) Ханнелоре Кресс (Hannelore Kress), предприятия опасаются за свою производственную тайну. Ведь ученик может уйти с накопленным багажом знаний и умений. Сотрудница немецкого института приводит удачный выбор Volkswagen в России. "Завод расположен в Калуге, а это не Москва, не Екатеринбург. Вероятность того, что ученик останется на предприятии, здесь гораздо больше, чем в мегаполисе", - говорит она.
ОБРАЗОВАНИЕ ПО НЕМЕЦКИМ СТАНДАРТАМ
BIBB- это центр немецкой дуальной системы. С Россией проектов пока нет, зато подписан меморандум о взаимодействии. И интерес с российской стороны тоже есть. "Дуальная система - это немецкое качество, это наша гордость, и мы готовы разделить ее с другими, - подчеркивает Ханнелоре Кресс. - В России интересуются нашими учебными планами и адаптацией их в российских условиях. Но надо понимать, что речь идет не просто о каком-то проекте. Для внедрения немецких стандартов нужен системный подход. Мы можем подсказать, но не финансировать. Финансирование ложиться на плечи бизнеса".
Именно по такой схеме Португалия импортировала немецкую дуальную систему в 80-е годы, став "первопроходцем". Немецкие компании стали выходит на португальский рынок и им нужны были хорошо квалифицированные местные кадры, вспоминает Ханс-Йоахим Бёмер (Hans-Joachim Boehmer), член правления Германо-португальской Торгово-промышленной палаты. Сегодня уже около 300 предприятий присоединились к дуальной системе.
А вот готов ли российский бизнес брать на себя такую ответственность, в немецком институте оценить затрудняются. В среднем трехгодичное обучение студента по дуальной системе обходится в 15 тысяч евро. Однако уже на втором году предприятие начинает получать отдачу от своих вложений, ведь ученик работает уже с повышенной производительностью.
Ханнелоре Кресс не исключает возможности развития сотрудничества между российскими ПТУ и немецкими профучилищами. А вот сомнения тех, кто взвешивает преимущества профессионального образования и высшего, она не разделяет. "Это надежная база, которая позволяет получить квалификацию и заработать деньги, а в вуз можно поступить и потом, если захочется углубить знания по своей специальности", - говорит эксперт.
В качестве доказательства перспектив для молодого поколения она приводит пример из своего же института: "Профессия пекаря была популярна уже более 700 лет назад. Директор нашего института - тоже пекарь, а еще у него есть ученое звание, и он руководит организацией, на которую работают более 600 человек".
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
В немецкой системе профессионального образования наметилась новая тенденция. Если для университетов международная ориентация уже давно стала неотъемлемым критерием, то для институтов и школ, специализирующихся на профессиональном образовании, это скорее вопрос будущего.
"Мы к этому настоятельно призываем профессиональные школы, - говорит Сабине Барц (Sabine Bartz), сотрудник немецкого Общества международного сотрудничества (GIZ). - На настоящий момент процент учеников с международным опытом составляет всего около 3-4 процентов. Наша цель - увеличить эту долю к 2015 году вдвое".
Так, в рамках программ поддержки немецкие студенты профучилищ чаще всего отправляются в Норвегию и Нидерланды. "После прохождения такой практики они возвращаются более открытыми и гибкими, возрастает мотивация на работе, и на своего работодателя они смотрят другими глазами", - уверяет Сабине Барц. А вот будут российские ученики профучилищ приезжать на практику в Германию и наоборот, зависит от двух сторон.
Марина Борисова, "Deutsche Welle", Германия