Экс-менеджер Tele2 спешит на помощь "Почте России"

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 19 апр – Прайм. Правительство РФ в пятницу отправило в отставку руководителя "Почты России" Александра Киселева в ответ на шквал критики в адрес компании и назначило на его место бывшего главу частного мобильного оператора "Tele2 Россия" Дмитрия Страшнова в очередной попытке реформировать монополиста, ставшего олицетворением неэффективности государственного сектора.

БЕЗ СЮРПРИЗОВ

Сообщение об отставке Киселева не стало неожиданностью: Минкомсвязь еще в начале марта предложило правительству сменить руководство ФГУПа, указывая на неприемлемую ситуацию, сложившуюся на предприятии, когда письма и посылки не доходят до адресатов вовремя, а то и вовсе теряются.

Слухи об отставке Киселева обсуждались еще весной 2012 года при прежнем главе Минкомсвязи – Игоре Щеголеве, но эти попытки не увенчались успехом, и когда в мае министром был назначен Николай Никифоров, Киселев сохранил свою должность. Он называл смену руководства Минкомсвязи позитивным для "Почты" с точки зрения повышения внимания к проблемам предприятия.

Однако в последнее время Минкомсвязь и "Почта " вступили в дискуссию о перспективах реформирования ФГУПа. "Почта" критиковала законопроект "О почтовой связи", подготовленный министерством, а оно, в свою очередь, не желало обсуждать представленную "Почтой" программу модернизации, и само разработало финансовую модель предприятия (один из ее вариантов предусматривает выделение и приватизацию логистического бизнеса почты).

Ситуацию усугубили почтовые заторы в столичных аэропортах, где с 9 апреля пытаются разобрать около 500 тонн международных посылок. Киселев предложил правительству подключиться к решению этой проблемы, расписавшись в собственной неспособности справиться с ней.

При увольнении Киселев получит выплаты общим размером чуть более 3 миллионов рублей. "Золотого парашюта" ему не полагается - устраиваясь в "Почту" в 2009 году, он сам отказался от внесения соответствующего пункта в трудовой договор, видя плачевное состояние предприятия, сообщил агентству "Прайм" источник, знакомый с деталями досрочной отставки менеджера.

ВСЕ ЛИ РЕШАЮТ КАДРЫ?

Решит ли проблемы "Почты", которая почти не модернизировалась с советских времен, смена руководства, сказать сложно. Предприятие уже возглавлял непрофильный менеджер - в 2007 года его гендиректором стал Андрей Казьмин, до этого 12 лет руководивший Сбербанком. Он хотел превратить "Почту России" в "супермаркет" по оказанию почтовых и финансовых услуг и сделать ее безубыточной, но, так и не реализовав своих, через год покинул предприятие.

Герману Грефу, пришедшему на смену Казьмину в Сбербанк, удалось изменить ситуацию в банке, который ругали не меньше, чем "Почту". Принимая в 2007 году руководство банком, Греф заявил, что "научит слона танцевать". И несмотря на сохраняющиеся проблемы, ему многое удалось сделать: заметно сократились очереди, фактически с нуля создана система управления рисками, банк начал зарубежную экспансию, а хмурые прежде операционистки научились улыбаться.

Превратить "Почту" в рыночную структуру тоже возможно, но для этого нужна серьезная реформа, на которую уйдет не менее 10 лет, считает Греф. "Рыночную структуру из "Почты" делать можно и нужно. Опыт Deutsche Post показывает, как можно эффективно такой структурой управлять. Но на это потребуется не меньше 10 лет, быстрее не получится. Это очень большая структура, и чтобы навести в ней порядок, требуется время", - сказал Греф агентству "Прайм".

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как государство пыталось реформировать "Почту России">>>

 

ПРОБЛЕМНЫЙ АКТИВ ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО

Страшнов, чья профессиональная деятельность ранее не была связана с почтовой отраслью, получает в наследство обремененную множеством проблем компанию, в адрес которой постоянно звучит резкая критика со стороны властей и рядовых клиентов за низкое качество услуг и грубость персонала.

Большинство отделений предприятия (всего их 42 тысячи) приносят убытки и требуют срочного ремонта, но закрыть она их не может из-за высокой социальной значимости. Практически вся инфраструктура "Почты", созданная еще в СССР, изношена, требует замены 60% автопарка и 70% вагонов, необходимо строительство автоматизированных сортировочных центров (АСЦ; сейчас 65% корреспонденции сортируется вручную), а также мест международного почтового обмена (ММПО), где обрабатывается зарубежная почта. На сроки доставки посылок влияет еще одна проблема: авиакомпании часто отказываются брать в самолеты почту, а РЖД отцепляют почтовые вагоны.

Решение этих задач требует минимум 200 миллиардов рублей инвестиций, но сама "Почта", еще до 2009 года получавшая убытки, способна вкладывать не более 13 миллиардов рублей в год при минимальной потребности в 20 миллиардов рублей.

При Киселеве предприятие вышло на безубыточность (в 2012 году чистая прибыль составила 813 миллионов рублей) и начало модернизацию своими силами. До 2009 года 100% почты в РФ сортировалось вручную, сейчас в компании действуют два АСЦ, но они обрабатывают лишь 35% всей корреспонденции. ФГУП запланировало строительство сети таких центров по всей стране, начало открывать новые ММПО, чтобы справиться с взрывным ростом поступающих из-за рубежа посылок.

Собственных средств на модернизацию компании не хватит: большая часть прибыли уходит на зарплату 380 тысячам сотрудников, которая при этом является одной из самых низких в стране. Традиционные услуги "Почты", тарифы на которые регулирует государство, нерентабельны, эти убытки она компенсирует за счет оказания новых услуг (например, финансовых).

Реформирование "Почты " обсуждается на протяжении многих лет, звучали идеи повышения ее эффективности за счет непрофильных видов услуг, в том числе создания "Почта банка". Предприятие еще в 2009 году подготовило программу модернизации инфраструктуры, в 2012 году – пятилетнюю стратегию развития, предполагающую инвестиции в 200 миллиардов рублей, половина из которых должна быть выделена из федерального бюджета. Однако до сих пор правительство не утвердило ни один из этих документов.

В Минкомсвязи согласны, что модернизация предприятия - задача государственного масштаба, но ведомство против бюджетного финансирования "Почты" до смены руководства.

НЕПОЧТОВЫЙ РАБОТНИК

Со всем валом накопившихся проблем "Почты" теперь придется справляться человеку непрофильному: 46-летний Страшнов получил техническое образование в МГТУ им. Н.Э. Баумана, он также имеет степень MBA и EMBA. Последние 18 лет он занимал руководящие позиции в европейских компаниях: Electrolux A.B., Philips Consumer Electronics Export B.V. и других. С 2009 года по декабрь 2012 года он возглавлял "Tele2 Россия".

Несмотря на отсутствие у Страшнова опыта в почтовой отрасли, эксперты и люди, работавшие с ним, уверены, что ему по силам справиться с задачей реформирования "Почты".

Глава Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский, ранее работавший в "Tele2 Россия", назвал назначение Страшнова гендиректором ФГУПа "адекватным решением". "Дмитрий Евгеньевич – это человек, который в силу своего опыта прекрасно знает, как устроены современные крупные компании. У него есть опыт и личные качества для решения задачи превращения "Почты" в предприятие 21 века по западному типу", - сказал Домбровский агентству "Прайм".

Менеджер, знакомый со Страшновым, характеризует его как очень эффективного управленца. "Главный принцип Дмитрия - нет ничего невозможного", - сказал он "Прайму". Основными личными качествами Страшнова он называет принципиальность, перфекционизм и внимание к деталям.

Аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович напоминает, что при Страшнове "Tele2 Россия" успешно развивалась и росла более быстрыми темпами, чем крупнейшие сотовые операторы МТС, "Мегафон" и "Вымпелком". За три года, когда он руководил оператором, его абонентская база выросла в 2,3 раза, а выручка – в 2,4 раза.

"Почту" не ругает только ленивый, ее называют настоящей "обителью зла", но в краткосрочной перспективе там исправить ничего невозможно. Необходимо четкое и планомерное развитие компании с расчетом на будущее – решение не сиюминутных задач, а на 3-5 лет вперед. Прежний менеджмент пытался что-то сделать, но их попытки не увенчались успехом", - констатирует глава аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

"Похожая ситуация была в Сбербанке, который наряду с "Почтой" воспринимался как столп советской эпохи, но после прихода Грефа стали видны позитивные изменения, то же надо реализовать и в "Почте", - отметил он.

"Работу в "Почте России", конечно, не сравнить с "Tele2 Россия", но зная потенциал Страшнова, его способность к решению сложнейших задач, мне кажется, есть основания полагать, что он исправит ситуацию во ФГУПе. Но видно это будет не сразу, а не менее, чем через три года, и при условии, если государство поможет с финансированием", - сказал Кусков.

Обсудить
Рекомендуем