Существует риск неэффективного расходования средств, направленных на реализацию национального проекта "Здоровье", в размере 132,5 млн. рублей - Счетная палата

Читать на сайте 1prime.ru

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в период с 2011 по 1-е полугодие 2013 г. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.

На Коллегии отмечалось, что в 2011 году реализация Минздравсоцразвития России мероприятий ПНП «Здоровье» осуществлялась в установленные сроки. Кассовое исполнение составило 98%. Целевые значения показателей были в целом достигнуты, кроме показателя смертности населения от новообразований.

Среди субъектов Российской Федерации, принимавших участие в реализации мероприятий ПНП «Здоровье», наибольшее количество нарушений по соблюдению условий соглашений и достижению целевых значений показателей выявлено в Псковской, Московской, Смоленской, Тамбовской, Новосибирской, Мурманской, Челябинской областях и Республике Калмыкия.

По словам аудитора Счетной палаты, в 2012 году на достижение целевых значений показателей повлияло позднее доведение Минздравом России до бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий нацпроекта. «Несмотря на соблюдение сроков заключения соглашений о направлении субсидий бюджетные ассигнования были перечислены только в четвертом квартале 2012 года. В результате из 22,3 млрд. рублей на конец 2012 года не было израсходовано 11,7 млрд. рублей», - сообщил Александр Филипенко.

Проведенный анализ статистических данных свидетельствует о недостижении в 2012 году целевых значений по ряду показателей, в частности снижение младенческой смертности и смертности населения от новообразований. Также отмечается рост заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией и рядом других инфекционных заболеваний.

Говоря об эффективности реализации нацпроекта в 2013 году, аудитор сообщил, что Минздравом России были допущены нарушения сроков заключения соглашений и сроков перечисления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование отдельных мероприятий ПНП «Здоровье», в частности направленных на обследование населения с целью выявления и лечения больных туберкулезом, совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с онкологическими заболеваниями, а также на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

«На 1 ноября 2013 года бюджетные средства в размере 16,2 млрд. рублей до бюджетов субъектов Российской Федерации Минздравом России доведены не были, что поставило под угрозу достижение в 2013 году целевых значений показателей и может привести к неэффективному расходованию бюджетных ассигнований в указанном размере», - констатировал Александр Филипенко.

Кроме того, Минздравом были нарушены сроки проведения конкурсных процедур по осуществлению информационно-коммуникационной компании на сумму 85,0 млн. рублей, а также по оказанию методической и информационной поддержки на сумму 47,5 млн. рублей. «В связи с невозможностью осуществления указанных мероприятий в оставшиеся сроки, можно также говорить о риске неэффективного расходования 132,5 млн. рублей», - отметил докладчик.

На Коллегии также отмечалось, что Программа государственных гарантий, принятая на 2013-2015 годы, не содержала положений по включению в тариф на оплату медицинской помощи денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов, участковой службы и скорой медицинской помощи. Изменения не были внесены и в правила обязательного медицинского страхования. В результате тарифные соглашения регионов не включали положений по осуществлению денежных выплат медицинским работникам, что в свою очередь привело к снижению в первом квартале 2013 года размера заработных плат медицинских работников первичного звена здравоохранения. «Соответствующие изменения в тарифные соглашения были внесены регионами только во втором квартале 2013 года после выхода поручения Президента Российской Федерации и на основании письма Минздрава России», - сообщил докладчик.

Он также отметил разницу в размерах тарифов субъектов Российской Федерации на проведение диспансеризации населения, в том числе диспансеризации 14-ти летних подростков, которая, по мнению аудитора, свидетельствует об отсутствии единой методики расчета медицинских услуг при определении средних подушевых нормативов затрат, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Особое внимание в своем выступлении аудитор уделил мероприятиям в части охраны материнства и детства. В частности, он сообщил, что до настоящего времени на завершено строительство Федерального перинатального центра при Научном центре акушерства, гинекологии и перинаталогии им. академика В.И. Кулакова, который должен был быть введен в эксплуатацию к 2012 году. «Сроки ввода центра в эксплуатацию перенесены на 2014 год. При этом кассовое исполнение бюджетных ассигнований, выделенных на его строительство, составило на 1 ноября 2013 года всего 42,5%», - подчеркнул Александр Филипенко.

Кроме того, аудитор отметил, что в 2011 году удалось снизить показатель младенческой смертности с 7,5 до 7,4 на 1000 родившихся. Вместе с тем, в 2012 году целевое значение этого показателя (8,3 на 1000 родившихся) достигнуто не было. Несмотря на создание в регионах соответствующей инфраструктуры по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, младенческая смертность в 2012 году составила 8,7 на 1000 родившихся. Кроме того, в январе-октябре 2013 года, по данным Росстата, наблюдался рост младенческой смертности в ряде тех регионов, где открыты и функционируют перинатальные центры. «В целом по Российской Федерации за 10 месяцев этого года отмечен рост младенческой смертности от управляемых причин: инфекционных и паразитарных заболеваний - на 8,7%, болезней органов дыхания - на 3,7%, внешних причин - на 2,8%», - констатировал Александр Филипенко.

В этой связи Коллегия Счетной палаты рекомендовала Минздраву России провести анализ причин роста младенческой смертности и принять меры по устранению выявленных нарушений.

Завершая свое выступление, аудитор также выразил неудовлетворение качеством информации, представляемой Минздравом России в Счетную палату. «По целому ряду мероприятий, утвержденных сетевым графиком, информация не представлена или представлена не в полном объеме, что затрудняет проведение оценки мероприятий и достигнутых результатов», - заключил он.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо с приложением отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Минздрав России. Отчет также будет отправлен в Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.
.

Справочно:

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется в Российской Федерации с 2006 года.

Основными направлениями реализации ПНП «Здоровье» на период 2011-2013 гг. являются:

- формирование здорового образа жизни;

- развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;

- повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям;

- методическое обеспечение и информационная поддержка проекта.

В качестве источников финансирования определены средства федерального бюджета и/или обязательного медицинского страхования.

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

25 декабря 2013 года

Обсудить
Рекомендуем