МОСКВА, 15мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. В пятницу получила развитие тема с поставками России вертолетоносцев "Мистраль". Согласно опубликованной в газете "Коммерсант" информации, Франция предложила расторгнуть контракт, вернув РФ около 785 миллионов евро. В обмен на это российская сторона должна будет выдать письменное разрешение на продажу кораблей любой третьей стороне без дополнительных условий.
Кроме того, по информации издания, Франция предлагает разделить напополам расходы, связанные с демонтажом с кораблей уже установленного российского оборудования.
Передача вертолётоносцев должна была состояться еще в ноябре прошлого года, однако ее заморозили. Позиция российской стороны не меняется – либо корабли, либо возврат денег. Этот принцип был зафиксирован во время встречи президентов РФ и Франции, напомнил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
Торг здесь неуместен
Официальных комментариев от французской стороны пока не поступало. В России же считают, что никакого торга вокруг "Мистралей" быть не может. Неустойка должна быть выплачена в полном объеме согласно контракту и международным правилом, и лишь после этого Франция может ставить вопрос о перепродаже вертолетоносцев третьим лицам.
По словам главы МИД Сергея Лаврова, ситуация с "Мистралями" перешла сугубо в юридическую, коммерческую плоскость, никакой политической составляющей в ней не осталось.
Сколько просить за корабли? Сумму денежной компенсации российская сторона пока не называет. По данным "Коммерсанта", В России оценивают убытки от разрыва контракта в 1,163 миллиарда евро и не собираются давать никаких разрешений на перепродажу кораблей до получения денег.
В пятницу председатель комитета Госдумы РФ по обороне, бывший командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов заявил, что требовать надо 1,5 миллиарда евро с учетом сопутствующих затрат. Ранее во французской прессе речь шла и о более существенных суммах – до 3 миллиардов евро.
Что делать с "Мистралями"
Пока вертолетоносцы, ставшие настоящим "яблоком раздора", находятся во Франции. Обслуживание гигантских кораблей обходится ей в копеечку, поэтому обсуждаются самые разные варианты, как с ними поступать - от затопления до продажи другим странам. Опрошенные агентством "ПРАЙМ" эксперты ранее сошлись во мнении, что топить "Мистрали" Франция не будет, поскольку это дорого и небезопасно с точки зрения экологии и судоходства. Оставить их себе она тоже не сможет, поскольку они не соответствуют стандартам НАТО. Да и с военной точки зрения французы в таких кораблях сейчас не нуждаются.
Эксперты сомневаются, что французы будут топить "Мистрали" >>
Третьим странам такие корабли не нужны, поскольку они целиком "заточены" под российские потребности и заполнены российским оборудованием. Возможна продажа пустого корпуса, который покупателю потом придется самому доводить до ума. Но такая сделка будет с существенным дисконтом. В техническом плане наиболее вероятным претендентом на "Мистрали" эксперты называют Китай – он мог бы купить их даже без переделки. Однако с политической точки зрения это спорный вариант, поскольку Пекин не захочет обострять отношения с Москвой, считают они.
Несмотря на патовую ситуацию, в Кремле не считают тему "Мистралей" проблемной. Переговоры об их дальнейшей судьбе ведутся в позитивном ключе, результаты будут уже в конце мая, сообщили в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству.
Возможно, в конечном итоге вертолетоносцы вернут России. По мнению аналитиков, здесь все зависит от договоренностей вокруг Украины. Если мирный процесс пойдет на лад и санкции против РФ начнут отменять, уже к концу этого года сделка может обрести второе дыхание. Пожалуй, это будет наиболее выгодный для всех вариант.