МОСКВА, 19 июн - ПРАЙМ. Российские дипломаты и юристы подключились к разрешению ситуации с государственными активами за рубежом. Власти не исключают исковых заявлений в адрес стран, чьи приставы арестовали счета российских активов, а также ввод ответных зеркальных мер.
Депутат: РФ ответит на арест своих активов после разъяснения КС >>
Во Франции и Бельгии было арестовано имущество, которое власти двух стран считают российским, во исполнение решения третейского суда в Гааге по иску бывших акционеров ЮКОСа. Это решение предписывает России суммарно выплатить 50 миллиардов долларов ряду компаний — бывших акционеров ЮКОСа.
Арестованы счета российских диппредставительств на счетах французской "дочки" ВТБ. Замороженными оказались счета и МИА "Россия сегодня", однако журналисты агентства в этих странах продолжают работать, не прерывается онлайн и радиовещание.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил, что лично он не получит никакой выгоды от решения Гаагского суда. "С интересом наблюдаю за нервной реакцией на исполнение решения Гаагского суда по ЮКОСу. Вообще-то я не являюсь приобретателем выгоды в этом процессе: партнеры выкупили мою долю еще в 2004 году", - написал он в Facebook.
Дипломаты двух сторон
Глава МИД России Сергей Лавров в кулуарах ПМЭФ-2015 заявил, что данные аресты противоречат венским конвенциям о дипломатических сношениях, которые обеспечивают иммунитет всей дипломатической собственности, недвижимости и все, что с этим связано.
"Нам уже представители министерства иностранных дел Бельгии посылают сигналы, что они были не в курсе; что у них независимая судебная система. Эти объяснения не принимаются", - сказал министр.
Лавров: РФ ответит взаимностью на арест активов за рубежом >>
Дипломатические службы ЕС не задействованы в решении данного вопроса, так как не видят политической подоплеки в аресте счетов РФ за рубежом. "Для нас это двусторонний вопрос, это продолжение дела ЮКОСа. Это судебное решение, в которое мы не вмешиваемся. Мы не намерены вмешиваться. Это двустороннее судебное дело между Бельгией и, я думаю, Францией и Россией в продолжение дела ЮКОСа. Наши службы не задействованы в этом деле" - заявил представитель ЕС, пожелавший остаться неназванным.
Помешать ПМЭФ
В свою очередь, Сергей Лавров считает, что арест госактивов напрямую связан с проведением в эти дни ПМЭФ-2015. "Я не исключаю, что (аресты российских активов - ред.) приурочено специально к Петербургскому экономическому форуму. Я не сторонник теорий заговора, но даже если это случайное совпадение, это работает против тех, кто хочет нормально, без каких-либо искусственных препятствий работать в Российской Федерации. Так что вольно или невольно они помогают тем, кто хотел бы такое сотрудничество всячески затруднить", - заявил глава российского МИДа.
Официальный представитель главы дипломатии ЕС Федерики Могерини Майя Косьянчич отказалась комментировать ситуацию. "На данном этапе у меня нет какого-то определенного комментария. Мы считаем, что вопрос решается в данном случае между бельгийскими властями и РФ, поэтому я рекомендую вам обратиться к ним", — отметила она.
Ответные меры
Глава министерства юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что решение о блокировке российских счетов могут отменить. "Почему нет? Пока непонятны основания для ареста", - сказал он журналистам, добавив, что если блокировка российских счетов не будет снята, то Россия может в ближайшие дни оспорить арест своего имущества.
"Я думаю, что если в ближайшие дни ситуация не разрешится, (оспорить - ред) нужно будет немедленно", - сказал Коновалов.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев также считает аресты счетов совершенно неправомерными, однако не видит в них серьезного ущерба для российской экономики.
Аресты российских активов в Бельгии и Франции будут оспорены >>
"Будет ли какой-то макроэкономический результат? Конечно же, для инвесторов это не прибавляет уверенности, но не думаю, что макроэкономический (результат) будет очень чувствительным", - заявил Улюкаев.
Между тем, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко полагает, что России пока не нужно принимать ответных мер.
"Это абсолютно политизированное решение, под ним нет никакой правовой и юридической базы. Естественно, мы оставляем за собой право в судах оспорить такое решение. Полагаю, что пока никаких ответных мер принимать не надо. Надо пройти судебные процедуры и в суде доказать всю неправоту этого решения", — сказала она журналистам.