Статья

Отдать долги: число жалоб на коллекторов с начала года выросло в 2 раза

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 26 апр - ПРАЙМ, Наталья Карнова. За три месяца работы в России закона о коллекторах число жалоб на них выросло в два раза - затравленные должники перестали бояться и начали обращаться в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), прокуратуру и другие инстанции.

При этом жалоб на откровенно уголовные действия становится меньше, как и самих таких случаев, отмечают эксперты. Главной причиной, препятствующей сокращению числа коллекторов-нарушителей, эксперты называют не до конца продуманный закон, многие положения которого нуждаются в дополнениях. Кроме того, из-за низкой финансовой и правой грамотности россияне по-прежнему неверно оценивают свои возможности и связываются с "черными коллекторами".

Закон № 230 "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении возврата просроченной задолженности...", называемый "законом о коллекторах", вступил в силу с 1 января 2017 года. Минюст пока не провел мониторинг действия нового закона - он запланирован на 2017 год. Первые итоги его работы подвели участники круглого стола, состоявшегося сегодня в Общественной палате РФ.

ЖАЛОБ СТАЛО БОЛЬШЕ

Как сообщил председатель контрольного НАПКА Дмитрий Теплицкий, жалоб стало в два раза больше. "Закон поднимает важные проблемы должников. Каждого должника направляют в рамках 230 ФЗ жаловаться, поэтому число растет в геометрической прогрессии. При этом число так называемых hard-жалоб - на незаконные взыскания коллекторских агентств - в рамках НАПКА становится в два и даже три раза меньше", - уточнил он.

Рейтинг регионов по доле просроченной задолженности по кредитам

В общей сложности, с начала года в НАПКА поступило более 1300 обращений. Из них 90% носят технический и правовой характер, и лишь 10% можно отнести к числу так называемых hard-жалоб -  на грубое обращение, порчу имущества, угрозы и т.п. Сюда не входят жалобы на звонки по ошибочным контактам, третьим лицам - родственникам, коллегам и знакомым взявших кредит, трудное финансовое положение и психологический дискомфорт от звонка.

По словам президента НАПКА Алексея Саватюгина, жалобы идут и в ФССП - всего около 4 тысяч жалоб с начала года со всей страны. Но из них с начала года ФССП выписало 78 протоколов об административных правонарушениях. В прошлом году в ОВД поступило около 20 тысяч жалоб, по итогам которых было возбуждено 200 уголовных дел. То есть мер уголовного воздействия заслуживает лишь 1% жалоб.

Год назад, когда закон только обсуждался, было много вопиющих случаев злоупотреблений коллекторов, но после вступления закона в силу пока появляется информация об единичных инцидентах, которые не всегда подтверждаются. "Вот вроде бы вопиющий случай - буквально два дня назад в Волгограде молодая девушка обратилась с заявлением на коллекторов об изнасиловании. Полиция возбудила дело и выяснилось, что никакого изнасилования не было, девушка просто таким образом решила избавиться от необходимости возвращать долг", - рассказал Саватюгин.

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Однако в целом проблем с нарушающими законодательство коллекторами меньше не становится, констатируют эксперты. Закон принимался в спешке и имеет много пробелов, признал Саватюгин. Их необходимо заполнить на законодательном уровне, иначе правоприменительная практика будет страдать. Например, закон разрешает коллектору взаимодействовать с должником не более одного раза в сутки. Однако если, к примеру, человек сказал, что он занят и просил перезвонить через час - считается ли это взаимодействием? Единых рекомендаций Минюста нет, а судебной практики пока слишком мало для обобщений - Верховный суд не возьмется. 

По мнению адвоката частной практики Сталины Гуревич, 230-ФЗ дает много полномочий коллекторским агентствам. "Необходимо исключить личное взаимодействие с коллекторами - только так мы избавимся от угроз и жалоб на злоупотребления", - считает она. Гуревич призывает коллекторов действовать строго в рамках закона - сейчас существует упрощенная процедура рассмотрения подобных дел. Суд выносит решение, и судебные приставы определяют меры взыскания.   

В свою очередь, начальник отдела - старший судебный пристав ФССП по Москве Игорь Аксенов посетовал, что функциями по привлечению к административной ответственности службу наделили, но полномочий для расследования дел не предоставили. "Если у коллектора выявляется нарушение, мы можем собрать непонятно каким образом доказательства, составить протокол и в течение трех дней направить дело в суд. Мы сегодня такие протоколы составляем, на 9 микрофинансовых организаций они направлены в суд. Но тут основанием стала информация из ЦБ, своими средствами мы собрать ее не можем", - сказал он. Кроме того, ФССП может контролировать лишь коллекторов, находящихся в реестре судебных приставов и не имеет полномочий запрашивать информацию в банках, в результате чего последние остаются за сферой контроля.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Эксперты обозначили еще ряд проблем, корень которых лежит в плохом знании россиянами законов и элементарных основ экономики. Одна из них - "черные коллекторы". Это нелегальные структуры, действующие вне законов, не подпадающие под контроль ФСПП. Они взаимодействуют с "черными кредиторами", не подчиняющимися ЦБ. Одни незаконно дают деньги, другие этим пользуются, третьи незаконно взыскивают долги, уточнил Саватюгин. По его словам, сейчас ФССП и ЦБ готовят соглашение о взаимодействии в этом вопросе, поэтому ситуация должна улучшиться.

Статус коллектора получат не более 80 российских компаний

Сложности и с процедурой банкротства - она слишком дорогая, долгая и неудобная. "Такое впечатление, что закон о банкротстве физлиц сделан для олигархов, которые хотят избежать судебного преследования и скрыться, а простому человеку банкротиться нерентабельно - сам он даже заявление в суд не составит, а юристы дороги", - сказал он. Много нареканий вызывает и деятельность антиколлекторов, которые, по сути, берут деньги за то, что советуют не выполнять законы, добавил эксперт.

"Агентство Кредит Финанс" стало первой фирмой, исключенной из госреестра коллекторов >>

По словам доцента департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Натальи Залюбовской, правовая грамотность россиян по-прежнему низкая. "Если люди пострадали от действий коллекторов, то они, как правило, не идут за помощью ни в Общественную палату, ни к юристам, ни в правоохранительные органы, поскольку не знают или не верят, что им кто-то может помочь", - сказала она. В этой связи важна работа по повышению финансовой и правовой грамотности населения. Масштаб проблемы велик - на сегодняшний день сумма общей задолженности физлиц превышает 900 млрд рублей.

При этом получить кредит крайне легко - далеко не все кредитные организации проводят андеррайтинг, поэтому деньги дают буквально всем, не интересуясь, сможет ли человек заплатить долги. Бывает, что ежемесячная выплата по кредиту равна или превышает совокупный ежемесячный доход семьи. Люди также не умеют просчитывать свои финансовые возможности, поэтому, поддавшись минутному соблазну, берут займы на дорогие телефоны, бытовую технику, а затем не могут расплатиться.

Работа по совершенствованию законодательства ведется в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, юристами, судебными органами и экспертным сообществом. Те, кто пострадал от неправомерных действий коллекторов, всегда могут обратиться в Общественную палату, к юристам, адвокатам, в НАПКА, а если действия нарушителей имеют явно уголовный характер - в органы внутренних дел и Генпрокуратуру.  

Обсудить
Рекомендуем