Статья

Рост тарифов ОСАГО: мошенников станет больше?

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 15 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Центробанк РФ опубликовал проект указаний о предельных значениях тарифов ОСАГО. Новый порядок страхования предусматривает увеличение коридора базового тарифа по полисам ОСАГО на 20% вниз и вверх от нынешней стоимости. Исключение составят мотоциклы и легковые автомобили юридических лиц, в этих случаях верхняя граница вырастет на 10,9% и 5,7% соответственно.

Закон об ОСАГО позволяет ЦБ менять тарифы не чаще одного раза в год. Центробанк дважды воспользовался этим правом, увеличив тарифы. Последний раз изменения произошли в апреле 2015 года.

В настоящее время базовый тариф для физических лиц составляет от 3,431 тысячи до 4,119 тысячи рублей. Согласно новым указаниям, базовые значения тарифа составят от 2,746 тысячи до 4,942 тысячи рублей. 

В сообщении регулятора отмечается, что данный законопроект — первый шаг по изменению системы тарифов в ОСАГО.

Проект о максимальном пятидневном сроке для заключения договора ОСАГО внесен в ГД

Новые тарифы ОСАГО приведут к подорожанию полисов страхования, по крайней мере, для определенной части автомобилистов и в некоторых регионах, считают эксперты, опрошенные "Прайм". При этом рост страховых взносов может быть "компенсирован" падением числа застрахованных автолюбителей.

УБЫТОЧНОЕ ОСАГО

Выступая недавно в Совете Федерации председатель Банка России Эльвира Набиуллина, назвала ОСАГО "наиболее проблемным" видом страхования. По ее словам, проблемы на рынке ОСАГО накапливались в течение долгого времени, и в ряде регионов ОСАГО стало убыточным.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) говорят, что либерализации тарифов ОСАГО позволит рынку достигнуть хотя бы нулевой убыточности. Там подчеркивают, что за последние семь лет размер средней премии увеличился в 2,3 раза, а средней выплаты почти в 3,2 раза, что негативно сказалось на финансовой устойчивости страховщиков.

Средняя выплата по ОСАГО в 2017 году выросла на 10% и составила 75,763 тысячи рублей, а средняя премия упала на 4% ‒ до 5,819 тысячи рублей. При этом, в прошлом году страховщики собрали с автовладельцев 228 млрд рублей, а выплатили по страховым случаям 181 млрд рублей. 

Учитывая разницу между страховыми премиями и выплатами по ОСАГО, в прошлом году лидеры рынка заработали на автостраховках: "РЕСО-Гарантия" — 14 млрд рублей, "Альфа-Страхование" – 10 млрд, СОГАЗ – около 8 млрд, Ингосстарх – 6 млрд, ВСК – 5 млрд. 

Убытки в 24,5 млрд рублей понес только Росгосстрах.

ПОДОРОЖАЕТ ЛИ ПОЛИС?

Эксперты разошлись во мнении о подорожании полисов ОСАГО после введения новых тарифов.

"По верхней планке — на 20%, подорожают полисы тех клиентов, которых страховые компании быть может не очень хотят у себя видеть. Это проблемные водители с высокой аварийностью, небольшим стажем и из проблемных регионов, где орудуют так называемые "автоюристы", и где очень высокий уровень мошенничества", — считает управляющий директор по страховым рейтингам "Эксперт РА" Алексей Янин.

По его словам, цена полиса ОСАГО может снизиться в некоторых регионах, например, в Москве и ряде крупных городов, где "нормальная ситуация с убыточностью страховых компаний по ОСАГО". Кроме того, цена полиса может снизиться для опытных безаварийных водителей, считает эксперт. 

"Водителям, которым не повезло жить в проблемном регионе, видимо, практически автоматически придется столкнуться с повышением стоимости ОСАГО, а безаварийным водителям с большим опытом вождения, живущим в непроблемных регионах, стоимость полиса вполне может снизиться", — говорит Янин.

Руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина считает, что для большинства автовладельцев стоимость полиса увеличится. По крайней мере, в первое время страховщики будут работать по верхней границе тарифного коридора. Средняя стоимость полиса вырастет с 5,8 тысячи до 7 тысяч рублей. Для мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей юридических лиц верхняя граница снизится, говорит эксперт.

По мнению Янина, страховщики не смогут вступить в сговор и выставить единую цену полиса, поскольку компаний на рынке ОСАГО работает много и они между собой конкурируют. "Поэтому, если кто-то из страховщиков будет ставить неоправданно высокие цены, всегда найдутся участники рынка, которые поставят цены ниже и, соответственно, будут привлекать клиентов к себе", — говорит Янин. 

Эксперты считают, что изменение базовых тарифов приведет к росту страховых премий по ОСАГО. В проблемных регионах взносы вырастут сильнее — по верхней планке в 20%. Как сложится ситуация в других регионах, пока предсказать трудно. "Политика разных компаний по тарифам может разойтись, поскольку у них появится больше свободы, и каждая страховая компания будет сама рассчитывать стоимость полисов", — считает Янин.

ПОДОРОЖАНИЕ ОСАГО УМЕНЬШИТ ЧИСЛО ЗАСТРАХОВАННЫХ   

Рост стоимости полиса ускорит падение спроса на ОСАГО, активизирует рынок подделок и вызовет всплеск страхового мошенничества, предупреждают специалисты.

По данным РСА, пик количества заключенных договоров ОСАГО приходился на 2013 год, когда страховщики заключили 42,7 млн договоров. В 2017 году этот показатель снизился до 39,2 млн.  В РСА объясняют снижение тем, что автовладельцы эксплуатируют транспортные средства без договора ОСАГО или пользуются поддельными полисами. Из-за этого страховые компании недобирают примерно 20 млрд рублей в год.

Страховщики РФ уже давно ждут изменений тарифов ОСАГО

Эта тенденция сохраняется и в этом году, несмотря на рост продаж автомобилей. По данным ЦБ, число проданных полисов ОСАГО сократилось в первом квартале на 1,3%. Страховые премии уменьшились на 4,6%, до 46 млрд рублей.

Рост тарифов ОСАГО может привести к демпингу и мошенничеству на рынке, предупреждают эксперты. "Если появится недобросовестная компания, которая захочет "попылесосить" рынок, она поставит цену полиса по нижней планке и все автомобилисты пойдут страховаться к ней. Затем компания может исчезнуть с деньгами автомобилистов. Такая опасность существует", — говорит Янин.

Ситуацию может изменить более индивидуальный подход страховщиков к автолюбителям. Никитина видит положительные моменты в новом проекте ЦБ в ориентации на индивидуализацию тарифов: увеличении числа градаций для коэффициента "возраст-стаж" с 4 до 50, а также в том, что коэффициент бонус-малус будет устанавливаться на год (сейчас меняется после каждой аварии), а страховая история будет закреплена за водителем, а не транспортным средством.

Обсудить
Рекомендуем