МОСКВА, 14 мая ПРАЙМ. Необходимость изменения тарифов ОСАГО в РФ назрела еще в прошлом году; базовые ставки тарифов обязательной "автогражданки" следует увеличить на 25-30%, а для выхода ОСАГО из кризиса необходима полная либерализация его тарифов, считают эксперты российского страхового рынка, опрошенные агентством "Прайм".
В понедельник газета "Ведомости" написала со ссылкой на копию проекта указания ЦБ РФ, что регулятор планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним с 31 августа. Газета отметила, что в проекте не указаны суммы минимальных и максимальных базовых ставок полисов ОСАГО, территориальные коэффициенты и коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя — их размер ЦБ еще предстоит определить. Действующие коэффициенты бонус-малус и мощности двигателя ЦБ предлагает оставить прежними.
Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также на так называемый коэффициент бонус-малус — он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за попадание в аварии. Эту систему ЦБ менять не намерен, пишет издание.
Согласно закону об ОСАГО, ЦБ может менять тарифы ОСАГО не чаще одного раза в год. ЦБ уже дважды повышал базовые тарифы по этому виду страхования: осенью 2014 года — на 30%, и весной 2015 года — на 40%, тогда же был расширен тарифный коридор до 20%. Так, например, базовый тариф для расчета стоимости ОСАГО для владельцев транспортных средств категории "В" (физических лиц и индивидуальных предпринимателей) составляет на сегодняшний день от 3432 рублей до 4118 рублей.
ДАВНО НАЗРЕВШАЯ ПРОБЛЕМА
Страховщики уже неоднократно заявляли, что основные риски для российского страхового рынка сосредоточены в сегменте ОСАГО, где на фоне роста активности недобросовестных автоюристов, естественной инфляции стоимости ремонта и неизменных тарифов продолжается рост убыточности.
Директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах"
По словам директора по развитию страхования СК "МАКС" Сергея Печникова, запредельная убыточность региональных продаж ОСАГО требовала, чтобы изменения в тарифах были сделаны еще год назад. Он подчеркнул, что срок корректировок уже задерживается, и "ждать больше нет возможности".
Чтобы выровнять ситуацию с убыточностью и привести ее к нормативным значениям, заложенным в тарифах, требуется увеличение базовых ставок тарифов на 25-30%, считает Печников.
Вместе с тем, по словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, в РСА говорят не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа, когда нарушитель правил или начинающий водитель получает больший тариф, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем — меньший.
По мнению страхового сообщества, это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих.
ПАНАЦЕЯ
Юргенс еще в конце прошлого года говорил, что в целом дисбаланс в ОСАГО складывается из-за негибкости тарифной политики, поэтому ни у страхового сообщества, ни у регулирующих органов не осталось сомнений, что следует идти по пути либерализации тарифов. По мнению некоторых участников рынка, в целом на переход к свободным тарифам может уйти три-четыре года.
Княгиничев заявил, что либерализация тарифов ОСАГО фактически является единственным способом вывести данный сегмент из кризиса.
По словам Юргенса, РСА выступает за поэтапное расширение тарифного коридора в ОСАГО и полное освобождение тарифов по этому виду страхования, полагая, что первым шагом, который нужно сделать в этом направлении — дать страховщикам возможность устанавливать некоторые коэффициенты.
"Ведомости" в понедельник также написали, что, по мнению Юргенса, после либерализации тарифов ОСАГО для убыточных клиентов его стоимость может возрасти на 25-50%, для неубыточных — снизиться на 50%.
Представитель ЦБ не стал комментировать изданию проект указания. Он лишь отметил, что поэтапная комплексная программа стабилизации ситуации на рынке ОСАГО будет представлена регулятором в ближайшее время.
Позиция Минфина — постепенный переход от государственного регулирования тарифов ОСАГО к рыночному тарифообразованию, сообщил газете замминистра финансов Алексей Моисеев.