В феврале Минфин свел Федеральный бюджет с дефицитом в 57 млрд руб. Хотя его величина и минимальна, дефицит в феврале для Федерального бюджета в ситуации консервативной фискальной политики – нестандартная ситуация (обычно расходы немного запаздывают, поэтому в начале года формируется профицит). В этот раз расходы выросли сразу на 6% м./м., при том, что за последние 6М они повышались в среднем на 2,5% м./м. с исключением сезонности. Заметный вклад в увеличение расходов внесли межбюджетные трансферты. Напомним, что большая часть финансирования нацпроектов ляжет на регионы, которые будут получать эти средства в основном через трансферты от Федерального бюджета, поэтому, возможно, такой нетипичный рост начисленных трансфертов – результат начала работы над реализацией Майского указа.
Однако стоит напомнить, что начисленные расходы бюджета вовсе не обязательно являются исполненными кассово (формально средства отражены в расходах, но финальные получатели их еще не увидели, и средства временно остаются на счетах Казначейства). Так, несмотря на дефицитный бюджет в феврале, рублевые остатки на счетах Казначейства с начала года превысили 630 млрд руб. (т.е. в два раза больше, чем профицит бюджета за январь-февраль, 310 млрд руб.). Из-за этого канал Федерального бюджета (кассовое исполнение бюджета + нетто размещения ОФЗ – интервенции – средства, размещенные Казначейством) абсорбировал из системы 540 млрд руб. (по факторам ликвидности ЦБ, где в бюджетном канале также учтены операции с санируемыми банками и, например, покупка золота Банком России, цифра получилась меньше, 350 млрд руб., что тоже достаточно ощутимо).
В целом проблема запаздывания кассового исполнения расходов является характерной чертой бюджетной системы РФ, однако в последнее время в контексте исполнения нацпроектов власти стали чаще говорить об этой проблеме. По заявлению председателя комитета ГД по бюджету и налогам А. Макарова, лаг между принятием бюджета и моментом, когда деньги начинают работать, составляет около полугода (а до этого они «мертвым грузом» лежат на счетах Казначейства). Возможно, ситуация изменится в ближайшее время: депутаты Госдумы хотят изменить механизм финансирования нацпроектов: предлагая, с одной стороны, ускорить кассовое исполнение расходов Федерального бюджета (в части межбюджетных трансфертов), а с другой – активнее использовать свободные средства на счетах регионов (по итогам прошлого года их объем составил почти 2 трлн руб.).
Правда, пока конкретных предложений, как именно это сделать, озвучено не было. Если эта инициатива депутатов будет поддержана, ситуация с сезонностью притоков-оттоков бюджетных средств может, как минимум, сгладиться, что окажет умеренно позитивное влияние на рынок МБК внутри года.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.