Экономика: инфляционные ожидания выросли, но многие потребители еще сохраняют оптимизм

Читать на сайте 1prime.ru

Вчера ЦБ опубликовал отчет об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях. Опрос проводился 1-20 апреля и уже захватывает острую фазу кризиса. Форма представления данных поменялась: из-за мер самоизоляции ФОМ не проводил обычный опрос (90-ую волну), заменив его телефонным интервью, из-за чего некоторые важные показатели (например, уровень ожидаемой инфляции и индекс потребительской уверенности) не представлены в отчете. ФОМ также обратил внимание на то, что данные, представленные в отчете, не сопоставимы с предыдущими отчетами, поэтому мы прокомментируем лишь важные, на наш взгляд, моменты. 

1)  Фиксируется заметный рост инфляционных ожиданий (без конкретных количественных оценок уровня) – в том числе из-за ажиотажного спроса. Его причины в основном состоят в формировании запасов товаров первой необходимости, а также товаров, которые планировалось купить в будущем. Интересно, что «инвестиционный» характер покупок (как в 2014-2015 гг., когда люди покупали бытовую технику в сберегательных целях) не отмечается.

2)  Пока серьезное ухудшение материального положения за последний месяц заметили 19% опрошенных (у остальных оно либо ухудшилось незначительно или не изменилось). Вместе с тем, более 50% опрошенных уверены, что их материальное положение не ухудшится через год (правда, почти треть респондентов затруднились ответить на этот вопрос). Относительный оптимизм отмечается и в ответах работающих по найму. В ситуации, когда респондента просят перечислить, какие негативные события могут с ним произойти в ближайшем будущем (в контексте ухудшения его положения как работника – например, снижение зарплаты, увольнение, неоплачиваемый отпуск и пр.), порядка 40% отмечают, что с ними это не произойдет. Такой оптимизм, с одной стороны, обусловлен высокой неопределенностью, а с другой, возможно, невысоким качеством полученных оценок (ФОМ отмечает, что через месяц в текущей ситуации ожидания населения могут сильно поменяться).

При несомненном росте инфляционных ожиданий ЦБ вряд ли будет существенно брать в расчет этот фактор сейчас. Регулятору в целом понятно, что этот рост не приведет к ускорению инфляции и скорее отражает обеспокоенность населения происходящими событиями, чем имеет реальные последствия. Статистика по потребительским настроениям хотя и представляет определенный интерес, но к сожалению, не может являться хорошим опережающим индикатором. Возможно, относительный оптимизм населения связан с тем, что пока многие не верят в серьезность эпидемии и ее последствий для экономики.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем