МОСКВА, 8 янв — ПРАЙМ. Кризис в отрасли воздушных перевозок не завершится и в этом году, считают опрошенные "Известиями" авиакомпании и независимые сервисы по продаже билетов.
Отмечается, что события будут развиваться в зависимости от того, возобновится ли в полном объеме международное авиасообщение и восстановится ли в этом случае спрос до масштабов 2019 года.
По данным Росавиации, по итогам 11 месяцев 2020 года пассажиропоток российских компаний снизился на 46,2% и составил 64,1 миллиона пассажиров. Падение вызвано как весенними ограничениями на передвижения граждан в связи с пандемией, так и снижением реальных доходов граждан из-за просадки экономики.
Источники издания в отрасли отметили, что такого уровня пассажиропотока удалось достигнуть только вследствие жесткого демпинга — в условиях падения спроса авиакомпании были вынуждены бороться за пассажира, снижая маржинальность перевозок.
Средний чек за перелет по стране в 2020 году составил 6,7 тысячи рублей за билет в одну сторону, что на 15% ниже, чем годом ранее, отметила руководитель направления "Авиабилеты" Tutu.ru Ольга Епихина. В этом году может произойти частичное восстановление цен на уровне 5–10% к прошлому году, если ситуация с пандемией стабилизируется и люди смогут путешествовать более активно, допустила она.
По словам Епихиной, если сразу ряд крупных авиакомпаний обанкротится и предложение перестанет превышать спрос, то билеты начнут дорожать. При этом цены по зарубежным направлениям сохранятся как минимум на уровне 2019 года. Они могут быть и выше, если строгие ограничения на перелеты в другие страны останутся в силе, а воздушное сообщение будет восстанавливаться точечно, сказала эксперт.
При условии сохранения карантинных мер и низкого спроса авиакомпании будут вынуждены снижать цены для стимулирования спроса, считает генеральный директор Biletix Игорь Константинов. Однако в случае снятия ограничений и нормализации эпидемиологической ситуации стоимость перелетов восстановится до уровня 2019 года, считает он.
Гендиректор Infomost Борис Рыбак считает, что по итогам кризиса часть игроков уйдет с рынка авиаперевозок. Это частично отразится на ценах, которые по мере прекращения работы авиакомпаний будут постепенно возвращаться к уровню 2019 года.
Для сохранения отрасли авиаперевозок властям придется увеличить размер господдержки, поскольку сами перевозчики покрыть убытки 2020 года не смогут, считает эксперт.
Читайте также:
Европейские авиакомпании потеряли 56,2 миллиарда евро в 2020 году