МОСКВА, 2 янв — ПРАЙМ. По закону сделка, заключенная с являющимся недееспособным лицом может быть признана незаконной — даже если другая сторона об этом не подозревала. Чтобы избежать такого развития событий, следует внимательно смотреть на поведение контрагента, наладить с ним контакт и обращать внимание на попытки влияния со стороны третьих лиц. Но и это на 100% не может гарантировать отсутствие "подводных камней", рассказал агентству "Прайм" председатель комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе Илья Радченко.
"Человек может быть признан недееспособным в судебном порядке из-за серьезного психического заболевания или пагубных пристрастий. Проверить наличие судебного решения по дееспособности можно в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), но данный источник не является исчерпывающим. Что касается справок из психоневрологического диспансера или участкового врача, участники сделки могут запросить их друг у друга. Но ни вторая сторона, ни нотариус не имеют права настаивать или получать подобную информацию за другого человека", — рассказал он.
Бывает и так: человек в целом дееспособен, но в конкретный момент не контролирует себя и не осознает последствий. Он имеет фактические признаки недееспособности, может находиться под влиянием запрещенных веществ или третьих лиц, путаться в мыслях из-за недавнего инсульта или правовой безграмотности.
"Реальный случай: люди привели в контору сына, который находился в неадекватном состоянии, предположительно — под влиянием наркотических веществ. Родители пытались оформить завещание от его имени. Естественно, они ушли ни с чем", — привел пример Радченко.
Помимо "деликатных", причиной угнетенного состояния может быть болезнь, прием лекарств, сильное волнение или пережитое горе. Такие вещи, скорее всего, никак не фиксируются официально, но при определенном стечении обстоятельств могут "испортить кровь" прочим участникам сделки.
"Поэтому важные сделки лучше проводить с участием нотариуса. Конечно, он не психиатр, но по закону обязан сделать все, чтобы убедиться, что человек понимает значение своих действий, транслирует свою волю и хочет именно того, о чем говорит. У нотариуса колоссальный опыт коммуникации с людьми в разных жизненных ситуациях, и он может законно прибегнуть к видеофиксации, чтобы доказать, что в момент заключения договора человек был вменяем", — заключил юрист.