МОСКВА, 9 мар — ПРАЙМ. Директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров рассказал "Комсомольской правде", почему мошенникам до сих пор удается обмануть россиян, и что Центробанк делает, что предотвратить хищения со счетов граждан.
В 2023 году кибермошенники украли рекордные за все время 15,8 миллиарда рублей.
По словам Уварова, телефон остается основным инструментом аферистов. Они продолжают ссылаться на Центробанк, опираться на происходящее в мире и использовать современные компьютерные программы. Однако, как подметил собеседник газеты, теперь они стали персонифицировать тактику: используют данные о жертве, которые та сама выложила в открытый доступ, чтобы "втереться" в доверие и получить деньги.
Сотрудник Центробанка сообщил, что основная схема мошенников заключается в том, чтобы "держать человека на крючке", переключать его на разных работников, запутывать фото поддельных удостоверений личности и приказов регулятора.
"Самое главное, что нужно знать, — Банк России не работает с гражданами как с клиентами, мы не ведем их счета. Работники Центробанка не звонят людям. Поэтому никаких безопасных счетов для граждан в ЦБ нет и не может быть", — отметил Уваров.
Сообщается, что статистика хищений растет, как и доля возвратов. Сотрудник ЦБ объяснил это наличием у Банка России базы данных об операциях без согласия клиента. Благодаря их анализу, банки могут предотвратить перевод денег на счет мошенника. В случае неудачи со стороны кредитной организации, клиент в праве рассчитывать на возмещение похищенных денег в течение 30 дней.
Уваров добавил, что в настоящее время в приоритете стоит обмен данными между заинтересованными сторонами, чтобы сделать финансовое мошенничество экономически невыгодным. Например, сотрудничать с операторами связи, чтобы они могли блокировать злоумышленников. "Чем больше будет барьеров для них, тем больше будет расходов и тем меньше будет желающих", подытожил директор департамента информационной безопасности Банка России
Среди полезных советов работник ЦБ выделил:
- прерывать телефонный разговор, есть речь завели о денежных средствах, и самостоятельно позвонить в кредитную организацию по номеру, указанному на официальном сайте;
- не сообщать личные данные, данные банковской карты, коды из СМС, секретные слова;
- не переходить по ссылкам в смс, почте или мессенджерах.