МОСКВА, 7 окт — ПРАЙМ. В годы холодной войны СССР построил несколько титановых подводных лодок класса "Лира" — они были быстрыми, скрытными и маневренными, превосходя американские субмарины, пишет The National Interest.
Титан обладает высокой прочностью, малым весом и коррозионной стойкостью. Он также выдерживает большее давление и позволяет изготовленной из нее лодке погружаться на глубину до 670 метров.
Вместе с тем, изготовление корпуса из титана требует высокой точности сварки. Малейшая ошибка может сделать титан хрупким и менее прочным.
В годы холодной войны СССР и США тратили значительные ресурсы на разработку вооружений. Обе страны стремились превзойти друг друга в различных областях, но США не последовали примеру СССР в строительстве титановых подлодок.
Лодка, построенная по проекту 705 "Лира", вошла в состав советского флота в 1971 году. Она стала одной из быстрейших подводных лодок в истории. Отличительной ее чертой был корпус из титана. К лодкам этого проекта предъявлялись такие требования, как высокая скорость, низкая заметность, способность уклоняться от противолодочного оружия, а также минимальное водоизмещение и малый экипаж.
Первоначальный прототип оказался непрактичным, и конструкция была доработана. Новый корпус был на 800 тонн тяжелее, но сохранил новаторское применение титана. "Лира" достигла скорости 41 узел и стала самой тихой подлодкой в российском флоте.
Силовая установка "Лиры" представляла собой реактор со свинцово-висмутовым охлаждением и замедлителем на основе бериллия. Этот реактор был энергоэффективнее, безопаснее и легче, чем с водяным охлаждением.
Со своей стороны, США оценили преимущества титанового корпуса "Лиры", но решили не строить собственные титановые подлодки, поскольку титан редок, дорог и трудно поддается формовке, а малейшая ошибка сварщиков могла быть фатальной. При этом создание собственной цепочки поставок титана оказалось бы слишком сложным и дорогим.