МОСКВА, 17 сен — ПРАЙМ, Светлана Медведева. Промышленные предприятия в Европе закрываются, работы лишились уже 18 тысяч человек. И дело не только в отказе от российских энергоносителей. О том, чем это обернется, — в материале Прайм.
Производственный закат Европы
С января остановились 72 крупных производства. Больше было только в кризисном 2009-м (81). Даже ковидный год принес меньший ущерб.
Уволили 18 тысяч человек. Для сравнения: в пандемию — 18,7 тысячи, а в кризис 2008-го — 27,3 тысячи.
По данным Евростата, выпуск промышленных товаров сократился в 2023 году на 1,4% по сравнению с 2022-м. А в 2024-м — на 2,0%, чем годом ранее.
Наибольшее падение — в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов, машин и оборудования, электрооборудования и готовых металлических изделий.
Из лидера в аутсайдеры
Раньше основным двигателем европейской экономики была Германия, но сейчас там безработица на десятилетнем максимуме. По данным Федерального агентства труда, в августе число нетрудоустроенных выросло до 3,025 миллиона человек. Только в автомобильной отрасли в течение года сократили порядка 51 500 сотрудников. Из-за американских пошлин и растущей конкуренции со стороны Китая под угрозой каждое пятое рабочее место в машиностроении.
В конце прошлого года в Союзе работодателей металлургической и электротехнической промышленности Германии Gesamtmetall спрогнозировали: в ближайшие пять лет страна недосчитается 300 тысяч рабочих мест.
Канцлер Фридрих Мерц не торопится решать проблему. Наблюдатели неоднократно обращали внимание: у него другие задачи. Спасения от экономического кризиса в списке, похоже, нет.
Когда Мерц обещал "сделать все" для блокировки "Северного потока — 2", российский сенатор Алексей Пушков отметил: "Это равнозначно тому, что сказать: мы сделаем все, чтобы и дальше гробить немецкую промышленность".
"Мы не выживем"
Конкурентоспособность промышленных предприятий ЕС в последние годы снизилась. В первую очередь пострадали те, кто зависели от поставок дешевого газа из России. Это химическая, нефтехимическая отрасли и нефтепереработка, поясняет заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Кризис бьет не по одному месту. Например, удорожание продукции химической промышленности скажется на автомобилестроении, где ее активно используют.
Само собой, в убытке те, кто традиционно зависели от дешевизны энергоносителей. В частности, производители удобрений, стекольщики, сталелитейщики промышленности, изготовители полупроводников.
"В сталелитейной отрасли Европы избыточные мощности в четыре-пять раз превышают нынешние объемы производства, то есть спрос на продукцию крайне слабый. Из-за этого компании отказываются от инвестиционных планов и сокращают персонал", — указывает Смирнов.
Промышленники просят власти защитить их. "Иначе мы не выживем", — призналась Financial Times топ-менеджер немецкой компании ThyssenKrupp Ильзе Хенне.
Неминуемый исход
Сторонники низкоуглеродной экономики надеются, что закрытие энергоемких предприятий ускорит декарбонизацию и переход к экологически чистым технологиям. Но пока наблюдаются лишь долгосрочное снижение конкурентоспособности экономики Европы и падение занятости, отмечает Смирнов.
"Из-за уменьшения налоговых поступлений и роста расходов на социальные выплаты по безработице увеличится дефицит госбюджета", — предупреждает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова.
По мнению Смирнова, в следующем году ситуация вряд ли изменится.
Таким образом, неизбежные последствия, с которыми столкнется Старый Свет, — дальнейшая деиндустриализация экономики и утрата компетенций. А восстановить позиции будет чрезвычайно сложно.