МОСКВА, 9 июл — ПРАЙМ. Единая европейская валюта — евро — является не только эмблемой стагнирующей экономики, но и символом краха основополагающей идеи — политического объединения Европы, пишет аналитик австралийского Института исследований международной политики имени Фрэнка Лоуи Мэттью Даль Санто на сайте организации.
Греческий референдум, по его мнению, обнажил фундаментальные противоречия участников ЕС по поводу "европейского" видения бюджетной и монетарной дисциплины: если греки проголосовали против разрушительной экономии, навязанной извне, то Берлин и Брюссель настояли на своем. Их взгляд на европейское будущее можно описать понятиями, заимствованными у французского мыслителя Мишеля Фуко и русского писателя Федора Достоевского: "надзирать и наказывать" и "преступление и наказание". И виной тому во многом лидерские амбиции Ангелы Меркель.
СМИ: Греции придется принять двухлетний пакет реформ на 12 млрд евро >>
"Разумеется, Греции нужны были реформы. Но Меркель продолжила гнуть свою линию высказываниями о том, что греки никогда не были готовы к жизни в еврозоне. Наказание для расточительных греков, по ее словам, должно быть настолько суровым, чтобы "никто не захотел когда-либо испытать его на себе", — считает Даль Санто.
Аналитик полагает, что именно канцлер Германии, традиционно восхваляемая за дальновидность, привела Грецию и Европу на грань распада, не сумев разглядеть главное — то, что сокращение социальных расходов посреди глобальной рецессии ради требований зарубежных кредиторов создает депрессивные условия, которые всегда были благом для политических экстремистов. Более того, когда меры жесткой экономии накладываются на Грецию по указке зарубежного правительства, нарушаются принципы демократического выбора, на которых стоит сам Евросоюз.
"Для Меркель имеет значение не Германия, а Европа. <…> Как когда-то говорил ее предшественник Гельмут Коль, она заинтересована во власти и в Германии как в бастионе собственного могущества", — пишет обозреватель.
Президент ЕЦБ Драги: Найти выход из греческого кризиса будет сложно >>
В Германии Меркель известна как "мамочка" (Mutti), и ее популярность частично обусловлена имиджем главного поборника бюджетной и монетарной строгости, что полностью соответствует немецкому восприятию задолженности как символа морального падения. Аналитик отмечает, что в 1955 году сама Западная Германия была получателем финансовой помощи, как сейчас Греция, и тогда Британия, Франция и даже Греция списали часть национального долга Германии, замечает экономист Тома Пикетти.
"Трагедия Греции (и Европы) в том, что немецкие инстинкты сильнее воспоминаний. И ни личный опыт, ни особенности характера не заставят Меркель эти воспоминания оживить. <…>Немецкие интересы можно защитить только вопреки их же предполагаемым национальным ценностям и восприятию истории", — отмечает Даль Санто. Ключевая ошибка Германии состоит в том, что местный истеблишмент принял внешнеполитическую проблему за проблему внутреннюю. Долг Греции можно было бы либо простить, либо разделить среди остальных членов еврозоны через выпуск общих евробондов, понижения процентных ставок и смягчения фискальной политики Германии.
"Правящий класс Германии забился внутрь себя, игнорируя любой опыт, который можно получить извне. <…> Генри Киссинджер пишет о том, что "государственному деятелю всегда трудно добиться легитимности своего курса из-за несопоставимости между внутренним и международным опытом его страны". В случае с Меркель можно сказать, что таких трудностей у нее не было. Греция показала, что Меркель провалила свой управленческий тест", — полагает аналитик.
С самого начала, пишет Мэттью Даль Санто, Меркель была уверена, что внутренний опыт Германии в том, что касается европейских кризисов, — единственно правильный антикризисный путь в масштабах всей Европы. Эта стратегия была для нее успешной внутри страны, немцы не имели ничего против этой политики. Однако она обернулось настоящей катастрофой, когда речь зашла о долгосрочных интересах Германии, и уже сейчас Берлин проваливается в том, что раньше всегда хорошо удавалось — в сдерживании других мастодонтов еврозоны — Франции, Италии и Испании — за своей спиной.
Четыре банка Греции могут быть реструктурированы в два >>
"Греческий референдум стал поражением немецкого лидерства в Европе, это факт", — подчеркивает эксперт. Какой бы ни была новая сделка, в ней Германия все равно "накажет" Грецию, если та не выйдет из еврозоны. Лидерство Берлина расползется по швам, так как станет ясно, что стоит оно не на компромиссе или добровольном подчинении сильной Германии, действующей в общих интересах, а на давлении и угрозах экономического Армагеддона.