Статья

Как изменится бизнес Mail.ru после ухода Усманова

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 22 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. USM Holdings Алишера Усманова передал контроль над своей долей в Mail.ru Group менеджменту компании в лице гендиректора Бориса Добродеева. Как говорится в заявлении Усманова, это связано с тем, что, по его мнению, высокотехнологичными компаниями должно руководить молодое поколение. Он назвал команду Mail.ru Group блестящими профессионалами своего дела и выразил уверенность, что под их руководством холдинг еще больше упрочит позиции на рынке. 

В экономической структуре владения АО "МФ Технологии" (СП на базе Mail.ru Group, в которое USM передало свою долю в интернет-компании) изменений не произошло. Однако совет директоров компании сменится за счет топ-менеджмента Mail.ru Group. В нем теперь будут присутствовать три представителя группы, а представители USM и "Мегафона" покинут его. 

САНКЦИИ И НЕХВАТКА СИНЕРГИИ

Эксперты обозначили ряд причин, побудивших Усманова на такой шаг. Одна из них – желание снизить риски для Mail.Ru в случае введения санкций против ее акционеров. 

"Формально после сделки с Alibaba ни у "Мегафона", ни у Усманова после сегодняшнего объявления не будет никакого права голосовать вообще по решениям совета директоров в Mail.Ru. Следовательно, они просто пытаются показать, что нет никакой непосредственно прямой связи между Mail.Ru и потенциально рискованными компаниями, которые могут попасть под санкции", — считает аналитик SOVA Capital (ранее Otkritie Capital International) Александр Венгранович.

Основатель "Яндекса" Волож не намерен продавать свою долю в компании

В свою очередь, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын высказал мнение, что причина выхода — отсутствие значительного синергетического эффекта между телекоммуникационным бизнесом "Мегафона" и более ориентированным на контент Mail.Ru Group. С другой стороны, существовали опасения, что на бизнес-модель Mail.Ru Group начнут чрезмерно влиять интересы "Мегафона", поскольку оператор сейчас находится в поисках драйверов роста.

"Безусловно, для остальных акционеров Mail.Ru перспектива "из болота тащить бегемота" – имея в виду телекоммуникационную отрасль – не представлялась привлекательной. Поэтому  рынок проинтерпретировал перестановки как создание условий для управления компании в интересах именно её собственных финансовых показателей и отреагировал ростом акций на 3,3%", — комментирует Делицын.

Компания Mail.ru имеет особенную структуру капитала, а именно суперголосующие акции, рассказал профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В.Плеханова Константин Ордов. "Именно это позволяет собственникам легко, невзирая на мнение рынка, распоряжаться контролем в компании. В капитализации компании сокрыты самые оптимистичные перспективы развития, поэтому, в лучшем случае, капитализация Mail.ru не изменится. Но, видя нервную реакцию на изменение структуры акционеров в Yandex, можно ожидать спекулятивного снижения капитализации", — прогнозирует он.

ВСЕ ВНИМАНИЕ НА E-COMMERCE

После выхода из Mail.ru Group USM Holdings посвятит следующие 5-10 лет развитию e-commerce, в которой видит огромный потенциал. Согласно заявлению Усманова, он  хочет совместно с Alibaba создать крупнейшего игрока в этой области в Европе, потеснив позиции таких гигантов, как Amazon и Ebay. 

По мнению экспертов, это направление активно будет развивать и Mail.ru без Усманова. "Для онлайн-торговли в первую очередь представляет интерес аудитория проектов Mail.Ru Group, как собственно почтового сервиса, так и социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники. Вряд ли Mail.Ru начнёт конкурировать со своими партнёрами из Alibaba в сфере логистики или контрактов с китайскими производителями, куда более  вероятна концентрация именно на привлечении аудитории к онлайн-шопингу", — считает Делицын.

Чистая прибыль Mail.ru Group по МСФО во II квартале упала на 76,4%

На данный момент основными каналами получения выручки для Mail.Ru являются интернет-реклама, дополнительные услуги в социальных сетях и онлайн-игры. Но наиболее перспективные направления – электронная торговля и сетевые игры, согласен Ордов. 

"Именно в этих направлениях кроется конкурентное преимущество Mail.ru на территории России. Вконтакте и других цифровых проектах в России Mail.ru явный лидер, но важно не потерять доверие иностранных инвесторов, а это можно достичь лишь при максимальной прозрачности и достижении запланированных финансовых показателей, что при плавающем курсе осуществить сложно", — говорит он. 

При этом Mail.ru является одной из самых инновационных компаний России, стратегия ее развития перспективна и принята иностранными инвесторами. Поэтому важно развивать бизнес компании и сохранять ее статус на международных площадках, резюмируют эксперты.

Обсудить
Рекомендуем