Рейтинг@Mail.ru
Расходы потребителей сделали шаг назад перед Новым годом - 22.12.2020, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Расходы потребителей сделали шаг назад перед Новым годом

Читать Прайм в
Дзен Telegram

В ноябре потребительские расходы впервые с начала кризиса продемонстрировали ухудшение: падение ускорилось до —5,4% г./г. против —4% г./г.  в октябре. Это произошло за счет продовольственного сегмента, где спад продаж в реальном выражении достиг —4,3% г./г. (-2,6% г./г. в октябре), однако и непродовольственный товарооборот просел до —1,7% г./г. (против 0% г./г в октябре). Динамика услуг практически не поменялась (-13,7% г./г. против —13,4% г./г. в октябре).

Впрочем, по сезонно-сглаженной динамике м./м. видно, что рост в сегменте непродовольственных товаров и услуг лишь замедлился, а просадка м./м. случилась лишь в продуктовом ритейле. 

Как мы понимаем, основная причина ухудшения динамики связана с исчерпанием государственного стимула в рамках первой волной коронакризиса. Так, рост социальных выплат и стимулов для бюджетников и нуждающихся категорий граждан, судя по всему, начал снижаться с конца 3 кв. 2020 г., что могло существенно ухудшить ситуацию с реальными доходами населения. И хотя статистики по этим показателям пока нет, на это косвенно указывает уже и так очень высокий уровень исполнения социальных расходов бюджета (можно сказать, что в последний квартал бюджет недоисполнил в основном инвестиционные расходы).

С другой стороны, динамика задолженности по потребительским кредитам замедляет темпы роста, что косвенно указывает на снижение темпов выдачи новых кредитов в терминах м./м. Такая динамика не придает оптимизма непродовольственному ритейлу.

Наконец, не исключено, что определенный негатив добавляют и эффекты второй волны, в т.ч. и определенные самоизоляционные ограничения в ряде регионов России. 

По итогам 11М спад оборота розницы составил —4% г./г. в реальном выражении. Это неплохой результат с учетом масштабного падения во 2 кв. 2020 г., однако стагнационная динамика продлится еще несколько месяцев (будет сказываться как сдержанность в рамках второй волны, так и тот факт, что новый бюджетный стимул начнет проявляться не сразу с января 2021 г.). Тем не менее, мы по-прежнему ожидаем восстановления как потребсектора, так и экономики в целом в наступающем году.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Подробнее
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала