Рейтинг@Mail.ru
В Китае станет больше "Роснефти" - 29.01.2016, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

В Китае станет больше "Роснефти"

© РИА Новости . Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкВице-премьер РФ Игорь Сечин на открытии отрезка трассы ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета
Вице-премьер РФ Игорь Сечин на открытии отрезка трассы ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета
Читать Прайм в
Дзен Telegram

МОСКВА, 29 янв - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. "Роснефть" использует любые возможности для увеличения поставок на китайский рынок энергоносителей, который продолжает расти, несмотря на замедление темпов роста экономики страны. В конце прошлого года после долгого перерыва договорился о возобновлении поставок сырья по железной дороге. 

ПО ТРУБАМ, ПО МОРЮ, ПО РЕЛЬСАМ

В конце прошлого года "Транснефть" по "настойчивой" просьбе руководства "Роснефти" проработала "новую" схему поставок нефти в Китай по железной дороге. Руководство "Роснефти" планирует увеличение экспорта, несмотря на беспрецедентный рост поставок нефти в эту страну. Согласно данным главного таможенного управления КНР в 2015 г. импорт российской нефти вырос на 28% по сравнению с годом ранее -  до 42,43 млн т. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком сырья в КНР, уступая лишь Саудовской Аравии. Доля российской нефти в импорте достигла 12,7%. 

Ключевую роль в поставках играет именно "Роснефть". Трубопроводным и железнодорожным транспортом компания поставила в КНР 23,02 млн т нефти. Она же является крупнейшим экспортером сырья в эту страну через терминал Козьмино – конечную точку ВСТО. В прошлом году объем поставок составил 13,4 млн т. Кроме того, отгрузки в Китай осуществляются также из порта Де-Кастри в Татарском проливе. 

Согласно межправительственному соглашению от 22 марта 2013 г., в 2015 – 2017 гг. увеличение поставок по ответвлению ВСТО – Сковородино – Мохе – должно было составить 5 млн т/г. Однако, китайская сторона сорвала сроки расширения трубопроводной системы на своей территории от Мохе до Дацина. В 2016 г. по маршруту Сковородино – Мохе планируется увеличить поставки всего на 0,5 млн т. 

"Роснефть" решила не ждать и возобновила железнодорожный экспорт с целью увеличения своей доли на рынке. "Транснефть" пошла на встречу и проработала "новую схему" поставок китайским потребителям по железной дороге через Монголию. Первая партия объемом около 20 тыс. т была отгружена в декабре прошлого года. 

Однако, данная схема вовсе не является новой. Первой российской компанией, которая начала поставлять сырье в Китай по железно дороге, был ЮКОС. После поглощения ЮКОСа "Роснефтью" отгрузки осуществлялись со станций Мегет и Зуй в Иркутской области, а пересечение границы – на станциях Наушки, на границе с Монголией, и Забайкальск, на границе с Китаем. Железнодорожный экспорт прекратился после введения в эксплуатацию ВСТО.  

По словам представителя "Транснефти", в этом году возобновятся полномасштабные поставки по железной дороге со станции Мегет. Мощность наливных эстакад на этой станции позволяет отгружать до 300 тыс. т в месяц. "Транснефть" заявляет, что по железной дороге отгрузки будут осуществляться не рамках подписанных долгосрочных соглашений, а в соответствии с новым контрактом, который заключила «Роснефть» с китайскими партнерами. 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

С момента принятия решения о строительстве ВСТО этот маршрут подвергался постоянной критике. Делались заявления об отсутствии рынка сбыта, нехватки нефти для заполнения ВСТО, о его избыточной мощности. Однако, действительность оказалась прямо противоположенной. Из-за резкого увеличения спроса на энергоносители в странах АТР, прежде всего, в Китае, где с 2004 г. по 2015 г. потребление нефти выросло с 318,9 млн т/г до 543,4 млн т/г. При этом, в прошлом году на долю импорта пришлось 334 млн т или 60,6% из общего объема потребления. Несмотря на замедление темпов роста экономики, в Ассоциации нефтяной и химической промышленности Китая уверены, что в наступившем году тенденция продолжится, и спрос на нефть достигнет 570 млн т/г, а импорт – 370 млн т. 

Об увеличении спроса на нефть свидетельствует еще один показатель – рост количества автомобилей. По данным агентства Синьхуа, количество транспортных средств в Китае достигло в прошлом году 279 млн ед., включая 172 млн личных автомобилей – на 18% больше, чем годом ранее. 

Низкие цены, рост объемов переработки – в том числе независимыми компаниями – планы увеличения запасов сырья, высокий спрос со стороны автовладельцев на моторное топливо – все эти факторы гарантируют рост потребления нефти в Китае даже во времена экономической нестабильности. 

В "Роснефти" это понимают, поэтому китайский рынок рассматривается как самый перспективный, иначе не имеет смысла увеличивать поставки, не взирая на значительный рост транспортных издержек, связанный с перевозкой нефти по железной дороге. 

РАСШИРЕНИЕ ВСТО

Возобновление железнодорожных поставок сырья в Китай – решение временное, поскольку существуют планы увеличения мощности ВСТО. Работы уже ведутся, и к 2020 г. пропускная способность трубопровода должна быть увеличена до 80 млн т/г с нынешних 58 млн т/г. При этом, мощность участка Сковородино – Козьмино (ВСТО -2) должна достичь 50 млн т/г. 

Планируется также модернизировать терминал в Козьмино. Сейчас Козьмино принимает танкеры дедвейтом до 100 тыс. т. Ожидается, что после завершения дноуглубительных работ, реконструкции причала и расширения нефтехранилища он сможет принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. т. 

Если этим планам суждено сбыться, то ВСТО обеспечит не только увеличение экспорта в Китай, но и диверсификацию поставок в восточном направлении. А в случае роста реализации танкерных партий нефти на спотовом рынке, станет возможным создание эталонного сорта ВСТО для всего АТР – самого перспективного региона в мире с точки зрения роста потребления энергоносителей.  

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала