МОСКВА, 29 янв - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. "Роснефть" использует любые возможности для увеличения поставок на китайский рынок энергоносителей, который продолжает расти, несмотря на замедление темпов роста экономики страны. В конце прошлого года после долгого перерыва договорился о возобновлении поставок сырья по железной дороге.
ПО ТРУБАМ, ПО МОРЮ, ПО РЕЛЬСАМ
В конце прошлого года "Транснефть" по "настойчивой" просьбе руководства "Роснефти" проработала "новую" схему поставок нефти в Китай по железной дороге. Руководство "Роснефти" планирует увеличение экспорта, несмотря на беспрецедентный рост поставок нефти в эту страну. Согласно данным главного таможенного управления КНР в 2015 г. импорт российской нефти вырос на 28% по сравнению с годом ранее - до 42,43 млн т. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком сырья в КНР, уступая лишь Саудовской Аравии. Доля российской нефти в импорте достигла 12,7%.
Ключевую роль в поставках играет именно "Роснефть". Трубопроводным и железнодорожным транспортом компания поставила в КНР 23,02 млн т нефти. Она же является крупнейшим экспортером сырья в эту страну через терминал Козьмино – конечную точку ВСТО. В прошлом году объем поставок составил 13,4 млн т. Кроме того, отгрузки в Китай осуществляются также из порта Де-Кастри в Татарском проливе.
Согласно межправительственному соглашению от 22 марта 2013 г., в 2015 – 2017 гг. увеличение поставок по ответвлению ВСТО – Сковородино – Мохе – должно было составить 5 млн т/г. Однако, китайская сторона сорвала сроки расширения трубопроводной системы на своей территории от Мохе до Дацина. В 2016 г. по маршруту Сковородино – Мохе планируется увеличить поставки всего на 0,5 млн т.
"Роснефть" решила не ждать и возобновила железнодорожный экспорт с целью увеличения своей доли на рынке. "Транснефть" пошла на встречу и проработала "новую схему" поставок китайским потребителям по железной дороге через Монголию. Первая партия объемом около 20 тыс. т была отгружена в декабре прошлого года.
Однако, данная схема вовсе не является новой. Первой российской компанией, которая начала поставлять сырье в Китай по железно дороге, был ЮКОС. После поглощения ЮКОСа "Роснефтью" отгрузки осуществлялись со станций Мегет и Зуй в Иркутской области, а пересечение границы – на станциях Наушки, на границе с Монголией, и Забайкальск, на границе с Китаем. Железнодорожный экспорт прекратился после введения в эксплуатацию ВСТО.
По словам представителя "Транснефти", в этом году возобновятся полномасштабные поставки по железной дороге со станции Мегет. Мощность наливных эстакад на этой станции позволяет отгружать до 300 тыс. т в месяц. "Транснефть" заявляет, что по железной дороге отгрузки будут осуществляться не рамках подписанных долгосрочных соглашений, а в соответствии с новым контрактом, который заключила «Роснефть» с китайскими партнерами.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
С момента принятия решения о строительстве ВСТО этот маршрут подвергался постоянной критике. Делались заявления об отсутствии рынка сбыта, нехватки нефти для заполнения ВСТО, о его избыточной мощности. Однако, действительность оказалась прямо противоположенной. Из-за резкого увеличения спроса на энергоносители в странах АТР, прежде всего, в Китае, где с 2004 г. по 2015 г. потребление нефти выросло с 318,9 млн т/г до 543,4 млн т/г. При этом, в прошлом году на долю импорта пришлось 334 млн т или 60,6% из общего объема потребления. Несмотря на замедление темпов роста экономики, в Ассоциации нефтяной и химической промышленности Китая уверены, что в наступившем году тенденция продолжится, и спрос на нефть достигнет 570 млн т/г, а импорт – 370 млн т.
Об увеличении спроса на нефть свидетельствует еще один показатель – рост количества автомобилей. По данным агентства Синьхуа, количество транспортных средств в Китае достигло в прошлом году 279 млн ед., включая 172 млн личных автомобилей – на 18% больше, чем годом ранее.
Низкие цены, рост объемов переработки – в том числе независимыми компаниями – планы увеличения запасов сырья, высокий спрос со стороны автовладельцев на моторное топливо – все эти факторы гарантируют рост потребления нефти в Китае даже во времена экономической нестабильности.
В "Роснефти" это понимают, поэтому китайский рынок рассматривается как самый перспективный, иначе не имеет смысла увеличивать поставки, не взирая на значительный рост транспортных издержек, связанный с перевозкой нефти по железной дороге.
РАСШИРЕНИЕ ВСТО
Возобновление железнодорожных поставок сырья в Китай – решение временное, поскольку существуют планы увеличения мощности ВСТО. Работы уже ведутся, и к 2020 г. пропускная способность трубопровода должна быть увеличена до 80 млн т/г с нынешних 58 млн т/г. При этом, мощность участка Сковородино – Козьмино (ВСТО -2) должна достичь 50 млн т/г.
Планируется также модернизировать терминал в Козьмино. Сейчас Козьмино принимает танкеры дедвейтом до 100 тыс. т. Ожидается, что после завершения дноуглубительных работ, реконструкции причала и расширения нефтехранилища он сможет принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. т.
Если этим планам суждено сбыться, то ВСТО обеспечит не только увеличение экспорта в Китай, но и диверсификацию поставок в восточном направлении. А в случае роста реализации танкерных партий нефти на спотовом рынке, станет возможным создание эталонного сорта ВСТО для всего АТР – самого перспективного региона в мире с точки зрения роста потребления энергоносителей.