МОСКВА, 21 апр - ПРАЙМ. Госдума приняла в первом чтении депутатский законопроект о регулировании работы рейтинговых агентств в России, вводящий понятие аккредитованного в ЦБ агентства.
Только такие агентства смогут присваивать рейтинги в регулятивных целях, то есть в случаях ссылок на кредитные рейтинги в законодательстве РФ. При этом оно будет не вправе отказываться от присвоения рейтингов и отзывать присвоенные в связи с решениями властей иностранных государств.
Международные рейтинговые агентства из "большой тройки" - Fitch, Moody`s и Standard & Poor`s - в январе-феврале понизили рейтинги РФ, в том числе S&P и Moody`s - до спекулятивного уровня "ВВ+" и "Ba1". Власти РФ назвали действия рейтинговых агентств необоснованными и политически ангажированными. Российские чиновники и экономисты и ранее неоднократно отмечали, что РФ нужно перестать ориентироваться на действия агентств "большой тройки".
В апреле S&P подтвердило суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на спекулятивном уровне "ВВ+" (прогноз негативный), а также подтвердило долгосрочный рейтинг России по национальной шкале на уровне "ruAAА".
Основные понятия
Законопроект, внесенный в Госдуму в феврале экс-главой комитета по финансовым рынкам Натальей Бурыкиной, вводит понятия "кредитный рейтинг", "кредитоспособность", "национальная рейтинговая шкала", "рейтинговый аналитик", "группа рейтинговых агентств". Определяется порядок аккредитации рейтинговых агентств. Для них устанавливаются единые правила деятельности, включая требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности, раскрытию информации о своей деятельности.
ЦБ предлагает отказаться от внешних рейтингов для рыночного риска с 1 января >>
Российские фирмы, а также иностранные компании, имеющие в России обособленные подразделения, к моменту подачи заявления на аккредитацию должны осуществлять рейтинговую деятельность в РФ как минимум два года. Для иностранных юрлиц также установлено, что они могут быть аккредитованы на срок не более двух лет, а по истечении этого срока должны заново подавать заявление об аккредитации. В течение двух лет иностранные рейтинговые агентства смогут адаптироваться к российскому праву.
Законопроект определяет, что аккредитацией рейтинговых агентств занимается ЦБ РФ. В полномочия Банка России также входит ведение реестра рейтинговых агентств, проведение проверок, направление предписаний и применение иных мер воздействия.
Документ не запрещает работать в России неаккредитованным рейтинговым агентствам. Однако в регулятивных целях, то есть в случаях ссылок на кредитные рейтинги в законодательстве РФ, могут использоваться только рейтинги, присвоенные аккредитованными рейтинговыми агентствами, отмечается в пояснительной записке.
Проект также устанавливает требования к рейтинговым аналитикам, сотрудникам и другим лицам. В частности, аналитики обязаны иметь необходимые знания и профессиональный опыт; не должны принимать подарки, в том числе деньги, от субъекта рейтинга и других лиц, с которыми агентство "имеет деловые отношения".
Банк России вправе установить дополнительные требования и ограничения к рейтинговым аналитикам.
Единые правила для всех
Аккредитованные рейтинговые агентства наделяются правом применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу.
При этом аккредитованные агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные на основании и в связи с решениями властей иностранных государств и иных международных публично-правовых образований.
В Совфеде хотят альтернативы международным рейтинговым агентствам >>
"Такой подход направлен на укрепление независимости финансовой системы РФ от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру", - поясняется в документе.
Для рейтинговых агентств устанавливаются единые правила деятельности, включая требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности, раскрытию информации о своей деятельности.
"В результате введения унифицированных требований к деятельности рейтинговых агентств должно быть нивелировано сложившееся за последние годы разделение рейтинговых агентств на международные и национальные", - говорится в пояснительной записке к документу.
Задачи ко второму чтению
Один из соавторов законопроекта, депутат Госдумы Анатолий Аксаков отметил во вторник на пленарном заседании, что к документу есть ряд замечаний, над которыми будет вестись работа при подготовке проекта ко второму чтению.
"К нему есть замечания комитета. Эти замечания касаются, прежде всего, скажем так, более четкого определения понятий. Ну и некоторые иные процедурные моменты, в том числе связанные с более детальным описанием процедуры определения конфликтов интересов, которые могут возникать при установлении рейтингов агентствами тем или иным компаниям", - сказал Аксаков.
Кроме того депутат отметил, что, скорее всего, будет изменен двухлетней срок адаптации иностранных рейтинговых агентств к российскому праву.
Аксаков также сообщил, что участники рынка говорили, что им нужно время не только для адаптации, "но и чтобы наши эмитенты, которые хотят размещать свои инструменты за рубежом: облигации, иные финансовые документы, тоже могли адаптироваться к российскому законодательству".
"Мы можем ударить не только по иностранным агентствам, но и по тем, кто хочет привлекать зарубежные средства, в том числе и из азиатских стран", - пояснил парламентарий.