МОСКВА, 30 авг – ПРАЙМ. Ошибочная блокировка карт и счетов россиян из-за нового закона о противодействии мошенникам не исключена, но эти негативные эффекты можно минимизировать, рассказала агентству "Прайм" Эряния Бочкина, эксперт-аналитик Банки.ру.
Действительно, с конца июля некоторые клиенты банков сталкиваются с блокировкой всех имеющихся у них карт. Это связано со вступлением в силу изменений в Закон о национальной платёжной системе, которые призваны защитить граждан от мошенников. Согласно ему, банки, отправившие деньги клиента мошенникам, обязаны их вернуть, если получатель есть в базе Центробанка.
Причем случиться это может как после совершенно обыденного перевода средств, так и в результате действительно мошеннических действий. Например, если на человека без его ведома открыт счет, с помощью которого затем проводятся махинации. Это, безусловно, может сберечь чьи-то деньги. Но клиентам, чей счет заблокировали из-за обычного перевода знакомому, от этого не легче.
В Банке России заверяют, что включение в базу данных сведений добропорядочных клиентов маловероятно. В этом случае следует обратиться в ЦБ и потребовать удаления. Но регулятор имеет право отказать, если сочтет ваши операции сомнительными. В этом случае единственный доступный инструмент для дальнейшей защиты своих интересов — обращение в суд.
"На наш взгляд, такие моменты, хотя, безусловно, неприятны для клиентов, являются неизбежными побочными эффектами обкатки любых новых регулятивных и организационных механизмов", - говорит Бочкина.
Есть вероятность, что в будущем после анализа результатов внедрения новых мер такие скользкие места регулятор устранит. Кроме того, необходима оптимизация действий со стороны банков: они не должны вносить информацию о добропорядочных гражданах в базу Банка России, при этом клиенты были более защищены от использованиях их данных для мошеннических действий.