МОСКВА, 9 июл - Прайм. Тенденция падения продаж автомобилей в России сохранится и во втором полугодии, однако темпы этого падения значительно замедлятся, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
В первом полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,333 миллиона штук, при этом в июне падение составило 11% - до 241,3 тысячи штук, сообщила ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕГРЕВА
"По оценкам "Рольф", главными факторами, которые оказали влияние на снижение темпов роста, стало то, что отечественный авторынок в 2012 году перегрелся, и сейчас мы наблюдаем за стабилизацией. Косвенным подтверждением этого утверждения является то, что продажи автомобилей в кредит по итогам первой половины 2013 года по всем брендам нашего портфеля превысили 43%, что выше, например, показателей 2008 года, хотя ставки по кредитам все еще не опустились на докризисный уровень", - говорит директор "Рольф Юго-Восток" Hyundai Светлана Виноградова.
ЧИТАТЬ: АЕБ: Продажи новых легковых авто и LCV в России снизились в I полугодии на 6% >>
Значительно тянет рынок вниз и продолжающееся снижение продаж автомобилей бюджетного сегмента и класса С, которые два-три года назад были самими массовыми, добавила она. По данным АЕБ, за первые шесть месяцев 2013 года продажи бюджетных авто (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) снизились на 9,4% - до 184,094 тысячи единиц. При этом появление на рынке новых бюджетных моделей, например, Chevrolet Cobalt или Peugeot 408, не оказало серьезной поддержки этому сегменту.
"По моим оценкам, только появление на рынке обновленных моделей, уже зарекомендовавших себя у автолюбителей, например, новой генерации Renault Logan, теоретически сможет поддержать бюджетный сегмент", - считает Виноградова.
"Стабилизация темпов снижения не может не радовать. Падение перестало ускоряться, как раньше - от 4% в марте до 12% в мае", - говорит аналитик ИФК "Открытие" Ирина Ступаченко. Эксперт соглашается с тем, что резкое падение обусловлено эффектом "высокой базы" предыдущего периода. "В прошлом году замедление рынка началось только осенью", - напоминает она.
ЧИТАТЬ: Ford рассчитывает на существенное повышение продаж в России >>
"Потребители напуганы некоторыми кризисными заявлениями, продолжающимися разговорами о девальвации. Они не хотят сейчас делать крупные покупки", - уверен аналитик RMG Андрей Третельников.
ВЫХОДЯ ИЗ ГЛУБОКОГО МИНУСА
"Во втором полугодии динамика рынка улучшится. В основном это связано с запуском программы льготного автокредитования. Она должна будет поддержать динамику в бюджетном сегменте", - считает Ступаченко.
В свою очередь, директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании "Авилон автомобильная группа" Андрей Горшков добавляет, что хотя июнь и продолжил тенденцию последних нескольких месяцев по снижению объемов продаж, начало данной реакции рынка было заложено еще в первом квартале необычайно агрессивной политикой многих дилеров и производителей по распродаже складов.
ЧИТАТЬ: "АвтоВАЗ" намерен занять долю в 20% на рынке продаж легковых автомобилей >>
"Объективных причин для существенного роста рынка нет, и влияние начала года оказалось сильнее. Такая тенденция продолжится как минимум до осени, в особенности когда многие автомобильные ритейлеры уже побывали в ситуации перезатаривания складов и ощутили, что даже самый традиционный и действенный инструмент под названием "слив" не работает так, как работал до этого", - отмечает Горшков.
ОСЕННИЕ НАДЕЖДЫ
"Лето - более спокойное время, поэтому вполне возможно дальнейшее некоторое падение рынка. Однако улучшение начнется уже осенью, после начала действия программы льготного автокредитования. Для разгона ей потребуется месяц-полтора", - полагает Третельников.
"Если говорить о прогнозе продаж в целом по рынку, то мы по-прежнему придерживаемся двух вариантов развития ситуации – пессимистического и оптимистического. Однако целевые показатели в связи со сложившейся ситуацией на рынке мы все пересмотрели. Так, по пессимистическому сценарию, продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5-7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому сценарию – рынок останется на уровне 2012 года или вырастет максимум на 2%. При этом... главными драйверами роста рынка будут автомобили премиальных брендов и кроссоверы", - считает Виноградова.
ЧИТАТЬ: LADью подтопило: с чем автопроизводители закончат год >>
По мнению Горшкова, в целом по году результат будет близок к картине прошлого года, и падения быть не должно. "Но это в том случае, если импортеры и производители перераспределят свои усилия с автомобилей, выгодных для производства, на легкие для продажи версии и модели. Премиум-сегмент будет продолжать сохранять относительную стабильность и позитив, там лучшая программа – это новые модели за конкурентные деньги, и это правило пока работает хорошо", - уверен он.
По мнению Ступаченко, падение продаж в этом году, скорее всего, превысит заявленные АЕБ 5% и составит от 5% до 10%. "Пока по итогам года мы свой прогноз (падения продаж - ред.) не пересматриваем и сохраняем его на уровне 10%", - отметила она.
ЧИТАТЬ: Российский авторынок падает, но его участники не спешат пересматривать планы >>