МОСКВА, 19 октября- ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Новость о том, что Саудовской Аравии произвела несколько поставок нефти в Северо-Западную Европу стала для многих шоком и всерьез напугала некоторых участников рынка. Возможно, эффект от этой новости был бы меньшим, если об этом не упомянули лично президент "Роснефти" Игорь Сечин и министр энергетики Александр Новак. "Это соперничество, это сложнейший вызов, с которым мы сейчас столкнулись", - заявил министр.
Поставки саудовской нефти были направлены в польский Гданьск, где расположен НПЗ Rafineria Gdanska, принадлежащий компании LOTOS. При этом, детали официальной и неофициальной картины сильно различаются. По данным ряда СМИ, саудиты организовали как минимум три поставки с "волшебными скидками".
По официальной версии, поставка была всего лишь одна, и ее объем составил 60 тыс тонн. Но и этих официальных данных уже хватило для того, чтобы дать повод разговором о возможной потере доли европейского нефтяного рынка российскими нефтяниками из-за демпинга со стороны Саудовской Аравии.
Однако, значение этого события не следует преувеличивать: нефть с Ближнего Востока, всегда присутствовала в Европе. Ни для кого не секрет, что сейчас на рынке нефти существует избыток предложения. Страны-производители нефти конкурируют между собой по всему мире. Европа – не исключение, рынок, который стал привлекательным благодаря росту потребления с конца прошлого года.
До недавнего времени в Европе наблюдался кризис нефтепереработки. НПЗ закрывались или переоборудовались в хранилища. С 2009 г. по 2014 г. в Европе были ликвидированы 22 НПЗ, совокупной мощностью 2 млн барр./сут. Но в конце 2014 г. произошло стремительное падение цен. В январе фьючерс на Brent с ближайшим месяцем поставки стоил 48 $/барр. против 112 $/барр. в июне 2014 г. Из-за падения цен потребление моторного топлива в Европе существенно увеличилось. Как следствие, возросли объемы переработки. Уже в конце 2014 г. загрузка европейских НПЗ выросла более, чем на 10% по сравнению с серединой года, превысив 85%. В Германии этот показатель был еще больше – свыше 90%.
Кроме того, до 2015 г. экспорт российской нефти в страны Европы постоянно сокращался из-за роста переработки внутри страны и экспорта в восточном направлении, прежде всего, в Китай. В 2014 г. Россия поставила в эту страну 33,1 млн т нефти – на 35% больше, чем годом ранее, потеснив на китайском рынке Саудовскую Аравию, которая обратила свой взор на Европу.
В любом случае, конкурировать с Uralls на европейской рынке не просто. Российский сорт обладает существенными преимуществами. «Из-за географической близости, а также фракционного и химического состава, под который спроектированы многие европейские НПЗ, Urals остается доминирующим сортом сернистой нефти в Европе», - говорит Паула Ван Ланингам, редактор по рынкам Европы, Ближнего Востока и Африки агентства Platt’s.
К словам эксперта можно добавить, что большие объемы российской нефти поставляется на заводы Венгрии, Словакии, Чехии, Германии и Польши по развитой трубопроводной системе, что снижает транспортные издержки. По трубе Urals поступает и на упомянутый НПЗ в Гданьске. «Ближневосточные сорта не идентичны Urals. Их можно смешать с малосернистой нефтью, чтобы получить смесь, которая может конкурировать с Urals в Европе, но часто нефть с Ближнего Востока накапливается в хранилищах для переработки в будущем. Объемы импорта от этого увеличивается, но это не значит, что ближневосточное сырье конкурирует с другими сортами, прежде всего, с Urals», - добавляет эксперт Паула Ван Ланингам.
Не следует преувеличивать значение этой поставки и для Саудовской Аравии. Бюджет страны сверстан из расчета $80/барр., трудно предположить, что эта она будет поставлять нефть в Европу по демпинговым ценам в течение продолжительного времени. Кроме того, стране нужно инвестировать в новые проекты, для того, чтобы как минимум, сохранить добычу на нынешнем уровне. Эта необходимость также требует дополнительного капитала, и тем самым ограничивает возможности демпинга.