МОСКВА, 10 июл — ПРАЙМ, Александр Жирнов. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил, что Специальные административные районы (САР) на островах Октябрьский и Русский, которые должны стать альтернативой зарубежным офшорным зонам, начнут работу уже осенью 2018 года. По его словам, речь идет о сентябре или октябре.
В рамках государственной стратегии деофшоризации российского бизнеса в САР планируется создать специальный налоговый и административный режим, который позволит компаниям быстро перерегистрироваться в российскую юрисдикцию при минимальных издержках и полном сохранении прав и обязанностей. Если раньше для перерегистрации требовалась полная ликвидация компании в прежней юрисдикции с погашением всех долговых обязательств, то новые правила дадут возможность "переносить работающую холдинговую структуру из одной юрисдикции в другую с сохранением ее активности в полном объеме", пояснил Орешкин.
Также, зарегистрированные в САР компании смогут пройти листинг на российских биржах. При этом, по словам Орешкина, зарегистрированные в САР компании не получат налоговых льгот. Создание специальных районов обеспечит дополнительные доходы для бюджета России.
Один из авторов проекта, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Виктор Пинский оценивает возможный приток инвестиций в САР на островах Октябрьский и Русский более чем в один миллиард долларов. Пакет необходимых законодательных инициатив для создания российских САР Госдума примет до конца весенней сессии.
Кого будут больше бояться
Основатель и управляющий партнер компании "Неокон" Денис Ракша не совсем понимает, для кого создаются Специальные административные районы, хотя причина их появления достаточно ясна, а действия российских властей в данной ситуации видятся разумными.
"Понятно, почему все это происходит, но пока сложно предсказать, как будут реагировать владельцы оффшоров. Вопрос в том, кого наши предприниматели будут больше бояться: западных налоговых служб или наших", — сказал Ракша.
По словам эксперта, этот вопрос не имеет абстрактного ответа. Необходимо на опыте посмотреть, как все будет происходить в реальности.
"Если Великобритания, допустим, попросит объяснить происхождение средств, как они грозились или, может быть, уже начали делать, куда побегут эти средства – на остров Русский или в черные оффшоры. Возможно, они побегут в черные оффшоры. Если они не могут объяснить происхождение своих средств на территории Великобритании, то они не смогут сделать этого и в России. А такой вопрос рано или поздно вполне может возникнуть. И владельцы компаний это понимают. А те, у кого все хорошо, то они и там объяснят", — пояснил Ракша.
У холдингов, по его словам, с происхождением средств "все в порядке", и нет особых причин бежать из западных юрисдикций.
"Да, санкции, да, угроза будущих санкций. Фон понятен, мотивация понятна, а как будет на самом деле – не понятно", — пояснил эксперт.
Предположения правительства могут оправдаться
Однако то, что российские власти предпринимают и, наверное, еще будут предпринимать в этом направлении, это – естественно и правильно. Но пока непонятно – достаточно ли этих шагов, резюмировал эксперт.
"Пока власти и сами могут только предполагать, как на инициативу отреагирует бизнес. Вряд ли существует какая-то конкретная договоренность с какими-либо холдингами, у которых головные оффшоры находятся, скажем, на Британских Виргинских островах, что они переедут на остров Русский. Все это делается, исходя из неких предположений, а предположения могут оправдаться или нет. Если нет, то будут какие-то новые меры", — считает Ракша.
Один миллиард долларов – реальная сумма
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов считает, что многое в успехе проекта зависит от того, как развернется процесс возврата капитала компаний. Однако объем средств, на возврат которых рассчитывают авторы инициативы, выглядит вполне реальным.
"Один миллиард долларов, на самом деле, не очень большая сумма. Это – не прямые инвестиции. Скорее – портфельные. Почему нет?" — сказал эксперт.
Оценить масштаб и реалистичность проекта пока, по словам Климанова, довольно сложно, но можно дать некоторые предварительные прогнозы, учитывая масштаб аналогичных проектов.
"Десятки миллиардов рублей – правильная цифра, которая в пределе может быть. Доклад Госсовета по развитию Дальнего Востока содержал цифры ожидаемого притока инвестиций по линии свободного порта Владивосток. Порядок там был – первые сотни миллиардов рублей. Возможно, такими параметрами это и должно измеряться", — заключил Климанов.
Вопросы к САР
Однако сам проект выглядит, по словам Климанова, несколько надуманным. К нему довольно много вопросов.
"Почему в Калининграде? Оградят как-то прямо посреди города? Если это виртуальные компании, то почему именно там эту юрисдикцию обозначают? Если говорить по существу, пока это вызывает сплошные вопросы, которые, наверное, решаются в правильном направлении", — сказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что сама инициатива верна. Необходимо создать некий оффшор, куда можно будет привлечь иностранные компании с российским капиталом, но где будет исключено действие российского законодательства.
"Это нужно делать именно федеральными законами, а не региональными. Нужно что-то придумывать, чтобы завлечь туда компании, которые хотят вернуться", — считает эксперт.
Климанов напомнил, о прежних экономических проектах подобного характера в России. Не все из них работают должным образом, и поэтому не совсем понятно, для чего нужны новые.
"Особые экономические зоны не пошли, территории опережающего социально-экономического развития шагают, но их эффективность вызывает вопросы. Свободный порт Владивосток, который и так дает много преференций, тоже дает особый статус. Есть Сколково, как исключение из единого налогового пространства. Почему еще два каких-то участка в Калининграде и Владивостоке исключаются под это, пока не понятно", — сказал эксперт.