МОСКВА, 4 дек — ПРАЙМ. Руководитель направления "Налоговая политика" ЦСР Левон Айрапетян сообщил, что ни одна из российских публичных компаний по своим параметрам не попадает под обсуждаемый в Организации экономического сотрудничества и развития глобальный цифровой налог.
Организация готовит глобальную налоговую реформу, которую ее страны-члены будут ратифицировать уже в 2022 году, а с 2023 года она вступит в силу. Реформа предусматривает два главных момента: Pillar-1 и Pillar-2. Первый позволит международным корпорациям платить налог со своей прибыли не только в стране своего пребывания, но и там, где потребляется их продукт или услуга. Такие "цифровые налоги" уже вводятся в некоторых странах, например, так называемый "налог на Google" в России.
Pillar-1 коснется компаний с глобальным оборотом более 20 миллиардов евро в год и рентабельностью продаж более 10%, при этом ее нормы не будут распространяться на добывающий и регулируемый финансовый сектора экономики.
"Согласно Forbes 2021 Global 2000 в России нет своих публичных компаний, которые соответствовали бы этим критериям и, как следствие, платили бы налог на прибыль по правилам Pillar-1 в других странах", — сказал Айрапетян.
Среди публичных зарубежных холдингов, которые соответствуют этим критериям и ведут бизнес на российском рынке, он отметил Apple, Microsoft, Facebook, Sony, Nestlе, Procter & Gamble, PepsiCo и так далее. "При этом налог по Pillar-1 должен уплачиваться в России, только если выручка в России превысит 1 миллион евро в год. Но как конкретно будет определяться страна-источник дохода, еще предстоит установить, поэтому сейчас трудно определить исчерпывающий перечень иностранных компаний, которые будут платить налог в России по новой схеме", — пояснил Айрапетян.
Pillar-2 коснется интересов российского бизнеса, поскольку его критерии намного ниже – годовая выручка более 750 миллионов евро. Pillar-2 призван установить в мире минимально-приемлемый уровень налоговой нагрузки в 15% от прибыли. Российские власти уже реализовали одни из механизмов этой реформы: повысили до 15% налог на выплачиваемые за рубеж дивиденды.
"В отличие от Pillar-1 механизмы Pillar-2 затронут крупнейшие российские компании, так как в России достаточно групп с выручкой больше 750 миллионов евро. Это например, Сбер, ВТБ, "Лукойл", X5 Retail Group и т.д. Однако степень роста налоговой нагрузки на отечественные группы компаний будет зависеть от особенностей их текущей структуры и денежных потоков", — отметил эксперт.