МОСКВА, 25 дек — ПРАЙМ. Прежде всего, стоит понять, что стоит за российско-европейскими газовыми отношения. Это не сиюминутная экономическая выгода и политический капитал, который кто-то пытается набрать, а долгосрочный налаженный бизнес. Более 50 лет советский, а затем и российский газ приходит в Европу согласно оговоренным контрактом обязательств, и нареканий от покупателей не было ни разу. Диктовать какие-либо условия в этой ситуации не может ни продавец, ни покупатель — торговые операции на международном уровне так не работают.
Как известно, "Газпром" выполняет все свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями. А все что выше этих объемов, то есть поставки на спотовых условиях на спотовый рынок — уже добрая воля компаний. Они могут поставлять, могут не поставлять, по ряду причин, например, из-за спроса на внутреннем рынке или ввиду отсутствия необходимого спроса со стороны европейских потребителей. Они могут не хотеть покупать по спотовым ценам, которые на данный момент некомфортны. "Газпром" может не поставлять эти объемы, несколько сокращая предложение на европейском рынке.
Смотреть на систему контрактов с точки зрения "кнута и пряника" нельзя. Тут есть обязательства Газпрома поставить газ, если есть на него заявка. Со стороны потребителя есть обязательство купить этот газ, потому что в любом контракте предусмотрена Take or Pay. Поэтому здесь речь идет о взаимозависимости и нельзя говорить о взаимном давлении с помощью контрактов.
Ни один газовый контракт не содержит политического инструмента давления. Более того, мы понимаем, что текущий газовый кризис — явление временное. В прошлом году цены на газ и в Европе, и в других регионах были рекордно низкими. В этом они стали рекордно высокими. А менять направление своей политики, которую Европа строила уже на протяжении десятилетий (а эта политика нацелена на то, чтобы либерализовать рынок максимально, это широкое использование спотовых механизмов в торговле, диверсификация поставок, снижение зависимости от России и так далее) только из-за того, что сейчас такой сумасшедший ценовой цикл в последние полгода, Евросоюз не будет.
Со стороны "Газпрома" тоже было бы опрометчиво использовать фактор кризиса. Если говорить о популярной сейчас точке зрения, что Россия использует поставки газа в Европу, чтобы продвинуть сертификацию "Северного потока-2", то мы тоже прекрасно понимаем: если благодаря такому "давлению" будет запущен трубопровод, вернее, когда он будет запущен, и когда "Газпром" нарастит поставки по этому маршруту, как это будет воспринято в Европе?
А именно так, что все предшествующее время "Газпром" шантажировал европейских потребителей. Это может иметь достаточно серьезные последствия, как это было в 2012 году: Еврокомиссия начала расследование против "Газпрома", которое продлилось шесть лет и изрядно потрепало нервы российскому экспортеру, хотя и закончилось мировым соглашением. В текущей политической ситуации вряд ли "Газпром" станет лишний раз "играть мускулами".
Конъюнктура в целом благоволит тому, что Европа на фоне роста цен по экспоненте готова к компромиссам. Они могут быть любые: от ускорения процесса согласования "Северного потока-2" до заключения новых долгосрочных контрактов. Но может — не значит должна. И я не уверен, что Европа встанет на этот путь, скорее они пойдут на принцип, будут переплачивать по текущим котировкам и сокращать потребление.
Я бы не ставил на кардинальное сближение позиций из-за газового кризиса. Для сближения, конечно, должна быть добрая воля с обеих сторон: "Газпром" выходит с какими-то новыми предложениями, поставками, а Европа принимает это без политизированных упреков.
Дальнейший рост цен на газ, безусловно, возможен. Сейчас в Европе холодно. Это первый фактор, который влияет на стоимость. Плюс в предшествующие недели в регионе сильно просела генерация на основе атомной энергии и ВИЭ. Германия продолжает вывод атомных реакторов из эксплуатации. Во Франции в ноябре четверть реакторов простаивала (на техобслуживании и по другим причинам). Ветроэнергетика не была достаточно загружена, хотя, согласно свежим сообщениям, погодные условия вроде бы способствуют потреблению ветра. Все это отражается на газовом рынке.
Сегодня безусловно важнейшие факторы, на которые нужно смотреть — погодный фактор. До окончания отопительного сезона не стоит ожидать какого-то прорыва в ценах на газ в Европе. Многое будет зависеть от того, насколько холодной окажется зима — чем сильнее морозы, тем больше потребление энергоносителей.
Кроме этого, необходимо следить за новостным фоном от "Газпрома": на перегретом рынке даже не конкретные шаги, а просто словесные интервенции имеют значение. Если "Газпром" просто заявляет о готовности в тот или иной период выполнить заявки или увеличить поставки в Европу, трейдеры, у которых сейчас панические настроения, воспримут это позитивно. В таком случае цены могут снизиться.
Определенный эффект окажут поставки СПГ в Европу. Цены на европейском рынке наконец превысили азиатские, и ряд трейдеров начинает перепродавать сжиженный газ европейским покупателям. Но тут тоже надо понимать, что танкеры не придут завтра, они придут через неделю, две, три. И это будут не те объемы, которые поставляет "Газпром". Речь идет о своего рода терапевтическом влиянии на цены, в то время, как российская компания может изменить ситуацию хирургически.
Наконец, усиливается напряжение по поводу подземных хранилищ газа в Европе — они заполнены менее чем на 60%. При текущих темпах объемах регион проходит отопительный сезон буквально "на волоске". Но если придет морозный фронт, потребление вырастет и запасов окажется недостаточно. Поэтому стабилизация на рынке возможна, скорее всего, весной. Либо от поставщиков потребуются какие-то радикальные шаги — условно, либо весь СПГ перенаправят на европейский рынок, либо "Газпром" начнет загружать все трубы максимально.
Спрогнозировать, как высоко могут подняться спотовые цены, нельзя. Их текущий уровень я никогда не считал возможным, поскольку фундаментальных факторов нет: спрос на газ в Европе не такой высокий, значительного дефицита нет. Но сейчас рынок настолько перегрет, что в силу вступает гигантский спекулятивный фактор. А на спекулятивном рынке нельзя исключать и новых рекордов: и три тысячи долларов за тысячу кубов на фоне морозов, возможно, не станут пределом. Тут возможно абсолютно все, и война всех против всех, и игра без правил.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.