МОСКВА, 27 дек — ПРАЙМ / Dow Jones. Рыночная капитализация в один триллион долларов когда-то выглядела огромной.
Теперь, когда уже пять американских компаний достигли этого поразительного уровня рыночной стоимости, а одна из них, Apple, близка к прорыву отметки в 3 трлн долларов, инвесторам стоит подумать о том, что это означает для их портфелей. Прецеденты есть, но они не воодушевляют.
Одна из очевидных причин состоит в том, что даже пассивные инвесторы все чаще делают ставку на небольшую группу компаний, не застрахованных от выпуска некачественного продукта или проблем с регуляторами.
Думать об этом удобно так, как будто вы покупаете весь бизнес целиком: например, предпочли бы вы владеть одним лишь производителем iPhone, или набором таких компаний, как McDonald's, Walmart, AT&T, Philip Morris, Berkshire Hathaway, Procter & Gamble, JPMorgan Chase, Starbucks, Boeing, Deere и American Express? Чтобы подорвать привлекательность настолько диверсифицированного портфеля "голубых фишек", должно произойти слишком много плохого одновременно.
Представить себе, что такая успешная компания, как Apple, может дать сбой, трудно, однако рано или поздно это происходило со всеми предыдущими лидерами рынка.
Лидерами фондового индекса 10, 20 и 40 лет назад соответственно были бумаги Exxon Mobil, General Electric и AT&T. Из них только Exxon Mobil продолжает занимать сопоставимое положение сегодня.
Помимо риска концентрации, подъем мегакомпаний негативно сказался на доходности рынка акций в целом. На долю Apple и еще 9 крупнейших компаний в составе индекса S&P 500 приходится около 30% его рыночной стоимости, что значительно выше предыдущего максимума концентрации, наблюдавшегося в разгар технологического пузыря, после которого сформировался жесткий медвежий рынок.
И даже в том случае, если на этот раз ничего подобного не произойдет, владеть акциями компании, стоимость которой резко выросла, не очень выгодно в том смысле, что чем дальше, тем труднее ей будет по-прежнему опережать рынок, не становясь при этом слишком большой компанией.
Dimensional Fund Advisors проследила за тем, что происходило с акциями компаний, входивших в десятку крупнейших компонентов индекса S&P 500, на протяжении нескольких десятилетий.
В течение 10 лет, предшествовавших попаданию в десятку, такие бумаги опережали корзину из всех остальных акций американских компаний в среднем на целых 10% в год. Однако в течение следующих 10 лет они фактически отставали от рынка на 1,5% в год.
Одна из причин такой динамики акций сверхкрупных компаний – быстрый рост прибыли, однако еще одна причина кроется в том, что инвесторы вкладывают деньги в акции этих недавних победителей все охотнее. Таким образом, оказаться переоцененными в итоге могут даже очень успешные бизнесы.
Согласно J.P. Morgan Asset Management, в ноябре мультипликатор цена / прибыль за последние 12 месяцев для 10 ведущих компонентов S&P 500 был на 68% выше их среднего мультипликатора за последние 25 лет – период, включающий в себя в т. ч. годы технологического пузыря. При этом аналогичный мультипликатор для всех остальных компаний был лишь на 28% выше средней отметки.
Однако этот феномен наблюдается не только в технологическом секторе рынка. В 1972 году группа акций, которые инвесторы покупали и держали в долгосрочной перспективе и которым все чаще отдавали предпочтение фондовые управляющие, так называемые "пятьдесят самых популярных бумаг", включая Walt Disney и Philip Morris, торговались с мультипликаторами, на пике превышавшими общерыночный показатель более чем в два раза.
Большинство из этих компаний пережили рыночный ажиотаж и даже процветали впоследствии, однако их акции годами демонстрировали отставание, а их оценки на сформировавшемся позднее медвежьем рынке вернулись к средним значениям.
Предсказать, когда рынок упадет вновь, невозможно. Однако один из способов смягчить удар, оставаясь при этом на рынке, заключается в том, чтобы признать, что недавние победители, как правило, превращаются в относительно проигравших, и инвестировать соответственно.
Запущенный в апреле 2003 года индексный фонд Invesco, в котором компоненты S&P 500 представлены равными долями, опередил стандартный торгуемый биржевой фонд, взвешенный по капитализации и владеющий теми же акциями, на 58 процентных пунктов за первые 10 лет своего существования.
С тех пор, однако, он растерял большую часть своего преимущества и отстает от сопоставимого фонда на 43 процентных пункта.
Иметь в бумагах O'Reilly Automotive, Conagra Brands или Hasbro те же позиции, что и в бумагах Apple, не такое уж безумие: возможно, мелкие компании вскоре начнут вновь приносить доход.
— Автор Spencer Jakab, spencer.jakab@wsj.com; перевод ПРАЙМ; +7 (495) 645-37-00; dowjonesteam @ 1prime.biz
Dow Jones Newswires, ПРАЙМ