МОСКВА, 17 апр — ПРАЙМ. Ключевые центральные банки, возможно, далеко продвинулись в повышении процентных ставок, надеясь задушить инфляцию, но пока далеко не ясно, каким будет эндшпиль, поскольку замедление роста цен оказалось более трудным делом, чем ожидалось, и аналитики предупреждают, что финансовые рыки могут не выдержать жестких условий кредитования.
Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и Банк Англии продолжают повышать ставки, и их руководители знают о неопределенностях вокруг своих прогнозов и о том, что они рискуют перестараться.
Вместе с тем все они чувствуют приближение пика процентных ставок в этом цикле ужесточения денежно-кредитной политики и очень надеются, что в течение года-двух инфляция будет устойчиво замедляться, а экономическая активность сильно не пострадает.
Некоторые экономисты скептично оценивают такие взгляды, полагая, что долговременный дефицит трудовых ресурсов, проблемы в цепях поставок и нестабильность финансовых рынков могут заставить центральные банки выбирать между более высокой и более продолжительной инфляцией и глубокой рецессией.
В условиях более фрагментированной мировой экономики в результате пандемии "следует ожидать новых шоков в цепях поставок, а в денежно-кредитной политике потребуются более серьезные компромиссы", сказала первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Гита Гопинат на прошлой неделе.
Ее мнение разделают другие экономисты, которые полагают, что надежды трех ключевых центральных банков на относительно беззатратную дезинфляцию имеют шаткую основу.
По словам Гопинат, "в истории не было прецедента", когда высокую инфляцию удавалось подавить без роста безработицы.
Более того, мнение о том, что на этот раз все будет по-другому, основано на надежде на то, что инфляция в постпандемийном мире поведет себя примерно так, как раньше, что она будет склоняться к замедлению и для управления ею не потребуется ограничение роста экономики и повышение уровня безработицы.
Этот взгляд предполагает, что текущий приступ инфляции носит временный характер и имеет в своей основе вызванный пандемией шоком, который был усилен ростом цен на энергоносители.
Процентные ставки повышаются для сдерживания спроса, ослабления ценового давления и инфляционных ожиданий, диспропорции сглаживаются, а инфляция возвращается в предыдущие тренды.
Важно, что после одного из самых жестоких ударов по мировой экономике и на фоне усиления геополитической напряженности срединный прогноз руководителей ФРС предполагает, что в долгосрочной перспективе ключевая процентная ставка будет соответствовать годовому темпу инфляции в 2,5%, как и в июне 2019 года, когда в мировой экономике в основном опасались дефляции.
Перспектива замедления инфляции наряду с постепенным восстановлением наблюдавшегося до пандемии состояния экономики лежат в основе того, как центральные банки планируют свои дальнейшие действия.
Из ФРС, ЕЦБ и Банка Англии только последний ожидает, что замедлить инфляцию без рецессии, хотя и мягкой, не удастся. ЕЦБ надеется победить инфляцию без изменений уровня безработицы. Руководители центрального банка США прогнозируют рост безработицы на один процентный пункт от текущего близкого к историческому минимуму уровня 3,5% и рост экономики, хотя и медленный.
На фоне этих прогнозов руководители ФРС сигнализировали о вероятности повышения ключевой ставки на заседании 2-3 мая на четверть процентного пункта, до диапазона 5,00%-5,25%, и это повышение может стать последним в текущем цикле.
Вероятно, Банк Англии и ЕЦБ поставят повышение ставок на паузу позже, но приостановка ужесточения политики ФРС станет мощным сигналом о том, что период синхронизированного ужесточения прошел и центральные банки переходят в режим ожидания и будут наблюдать, как более жесткие условия финансирования и нормализация экономической ситуации воздействуют на цены.
Вот здесь данные и мнения расходятся в разные стороны.
В Европе и в США наблюдалось существенное замедление инфляции, но происходило это за счет наиболее волатильных компонентов, в основном — цен на энергоносители. В то же время базовая инфляция, особенно в отраслях с высокой долей затрат на оплату труда, реагирует слабее.
Руководители ЕЦБ ожидают, что сокращение прибылей, улучшение работы цепей поставок и снижение цен на энергоносители замедлят инфляцию, но некоторые из них опасаются, что в условиях дефицита рабочей силы этого будет недостаточно.
"Не факт, что в среднесрочной перспективе мы вернемся к ценовой стабильности", даже после самого быстрого повышения ставок в истории, сказал на прошлой неделе президент Бундесбанка Иоахим Нагель.
По словам главы центрального банка Латвии Мартинса Казакса, риск рецессии все еще "нешуточный". Многие факторы оказывают повышательное давление на цены.
"Прибыли компаний остаются высокими, давление со стороны зарплат — сильным, а рынок труда напряжен, — сказал Казакс в интервью Reuters. — Все это указывает на относительно высокую живучесть инфляции и на необходимость повышения ставок".Руководители ФРС высказывают разные мнения о силах, которые замедлят инфляцию, в то время как высокие процентные ставки понемногу ослабляют спрос.
Экономисты, в том числе работающие в центральном банке, и многие участники рынка не думают, что удастся обойтись без рецессии. Вместе с тем, по словам Джейсона Фурмана, профессора Гарвардского университета, бывшего ведущего экономического советника в администрации барака Обамы, такое развитие событий предполагают прогнозы руководителей ФРС, хотя они и не используют этот термин.
Уровень безработицы в США никогда не поднимался на целый процентный пункт за десять месяцев без рецессии, а прогнозируемый на 2023 год рост ВВП на 0,4% после сильного роста в 1-м квартале означает, что до конца года экономика будет сокращаться.
"Думаю, у них есть понятный план, согласно которому они собираются спровоцировать рецессию", — сказал Фурман в интервью Reuters, добавив, что руководители ФРС об этом не говорят явно в надежде на мягкую посадку и, возможно, "это проявится в более сдержанной политике".
Если принятые до сих пор меры не привели к сильным ударам по занятости и финансовым рынкам, то потенциально необходимые шаги могут создать более существенные риски.
Центральный банк "не остановится, пока не упокоится рынок труда", сказал Рэндалл Кросцнер, бывший член правления ФРС, в ныне — преподаватель университета Чикаго. При том что процентные ставки в США поднимаются выше инфляции и становятся все более ограничивающими, "это тот момент, когда шасси встретятся с посадочной полосой…".
"Я думаю, будет сложно избежать снижения, причем относительно быстрого", — добавил эксперт.