МОСКВА, 19 июн — ПРАЙМ, Елена Гуринович. На прошлой неделе китайская финансовая группа Bank of China (входит в список системно значимых банков) заявила, что прекратила прием со стороны российских банков платежей на перевод юаней в получателям в банках Евросоюза, Швейцарии, Великобритании и США. Исключение сделали для банков-получателей китайской группы. Что означает такой шаг для российско-китайского партнерства и как будет действовать Москва — разбирался "Прайм".
Письмо от Bank of China (BoC) получили сразу несколько российских финансовых организаций. Как сообщил "Акибанк", решение приняли "в связи с получением банком-корреспондентом Bank of China (Russia) соответствующего указания".
Китайская финансовая группа с 13 июня 2023 года прекратила прием к исполнению клиентских платежей на перевод денежных средств в китайских юанях в адрес банков в Евросоюзе, Швейцарии, Великобритании и США, а также их филиалов в Китае, как банков-посредников, так и банков-получателей.
ВТОРИЧНЫЙ СТРАХ
По мнению главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, ограничения Bank of China на перевод средств в юанях в адрес западных банков связаны с риском вторичных санкций.
Не смотря на конфликты между Вашингтоном и Пекином, Китай и китайские компании имеют достаточно сильную зависимость от Соединенных Штатов. Сотрудничество двух стран сильно проросло в экономики друг друга: американский бизнес перенес множество своих предприятий на территорию КНР и пока не вывел их обратно. Поэтому считаться с Западом Пекин и его структуры будут.
"В целом США, ЕС и союзники уже во многом исчерпали список своих санкций. Поэтому сейчас Запад фокусируется на контроле над обходом уже действующих ограничений со стороны других стран, в первую очередь Китая, Индии, Турции, стран СНГ и стран Персидского залива", — разъяснил Васильев.
Он также напомнил, что в предыдущие месяцы проблемы у российских банков или платежных систем (карт "Мир") возникали в Турции, ОАЭ и Казахстане.
"Ограничения Bank of China относятся, прежде всего, к транзитным переводам в развитые страны. То есть тем самым ограничивается возможность использования юаня в качестве промежуточной валюты для платежей из России", — добавил ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков.
Он согласился с тем, что такие решения были приняты финансовой группой с целью избежать вторичных санкций.
РАЗВОРОТА НЕ БУДЕТ
Однако рассматривать этот шаг со стороны китайской компании как недружественный жест Китая в адрес России не стоит, отметил Кочетков.
Платежи внутри зоны юаня данное решение не затрагивает, а значит оно не ограничивает экономическое взаимодействие сверх того, что уже существует.
Васильев напомнил также, что решение китайский банк принимал под давлением Вашингтона.
"США и союзники оказывают давление на Китай и другие дружественные для России страны, чтобы помешать обходу санкций", — сказал аналитик.
Он объяснил, что США и Евросоюз важнее России в качестве торгового партнера для Пекина, Нью-Дели, Анкары и Абу-Даби.
"Поэтому Китай, Индия, Турция, ОАЭ не могут себе позволить полностью игнорировать западные санкции, несмотря на хорошие отношения с Россией", — отметил эксперт.
СКАНДАЛА НЕ ХЛЕБАВШИ
Российские власти понимают, что за этим решением BoC стоит геополитическое давление, отметил аналитик Совкомбанка и добавил, что не ждет значительного влияния ситуации с Bank of China на российско-китайские отношения.
"Мы полагаем, что российские власти, банки и бизнес, как это уже ни раз бывало, совместно с партнерами найдут способы продолжить осуществлять необходимые финансовые операции, несмотря на западные ограничения", — объяснил Васильев.
Не стоит забывать и о том, что объем переводов, который осуществлял с деньгами российских клиентов BoC, достаточно незначителен. Как оценил эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгений Калянов, переводы в юанях в страны ЕС и США составляют всего три процента от общих юаневых переводов. Доля денег российского бизнеса в этом значении еще меньше. Поэтому оценить влияние этого решения китайской группы как значительное — невозможно.
Однако и работа на внешнем рынке у российских банков остается сложной. Любая найденная альтернатива для валютных платежей может быть перекрыта из-за рисков санкций.