Продукты прайм
  • ПРАЙМ-Бизнес
    Главная новостная лента агентства ПРАЙМ. Все значимые экономические новости в режиме реального времени.
  • Отраслевые ленты
    Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.
  • Бюллетени
    Периодические издания о страховом рынке, металлах, платежных картах и не только.
  • Издания Банка России
    Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».
  • Ленты DowJones
    Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.
  • PRIME IN ENGLISH
    Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.
  • Подписка
    Подписка на информационные продукты и услуги агентства ПРАЙМ.
  • ПРАЙМ Золото
    Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.
  • Размещение рекламы
    Широкие возможности по размещению рекламы на ресурсах агентства ПРАЙМ.
  • Доступ к PR Newswire
    Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.
  • Интернет-магазин
    В интернет-магазине ПРАЙМ можно подписаться на новостные потоки и получить доступ к котировальной информации.
  • Справки Creditreform
    Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Fitch допускает активизацию в 2018 г зарубежных игроков на российском потребрынке


Рынки

МОСКВА, 14 ноя /ПРАЙМ/. Международное рейтинговое агентство Fitch ожидает, что российские компании потребительского сектора в 2018 году могут столкнуться с активизацией в России глобальных игроков и ростом конкуренции со стороны зарубежных производителей, сообщила директор отдела рейтингов компаний потребсектора региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Fitch Татьяна Бобровская.

"Какие вызовы предстоит решать компаниям потребительского сектора (в 2018 году - ред.)? В первую очередь, это рост и поддержание рентабельности в условиях ценовой конкуренции. Затем возможна активизация глобальных игроков, компаниям потребительского сектора нужно будет принимать это в расчет", - сказала Бобровская на пресс-конференции Fitch "Российский потребительский рынок в контексте глобальных трендов".

Аналитик также допустила изменение ассортиментной политики у ряда компаний потребительского сектора. Кроме того, по ее словам, в следующем году может произойти рост конкуренции со стороны импортных производителей.

"Последние несколько лет глобальные игроки, которые работают на российском рынке - либо имеют здесь производство, либо активно занимались импортом - смотрелись несколько сдержанно, пытались сохранить объемы. Некоторые компании пересматривали свои стратегии развития в нашей стране", - отметила Бобровская.

"Но, видя те сигналы к улучшению операционной среды, в частности – потребительских настроений, я думаю, что многие компании начнут активизироваться. Это означает, что локальным производителям расслабляться и радоваться улучшению потребительских настроений не стоит", - добавила она.

ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО, СЛЕДИТЬ ЗА СКИДКАМИ

Рейтинговое агентство выделило и другие основные тренды на российском потребительском рынке в 2018 году. Главным фактором для потребителя при выборе товара останется его цена. Расширение спроса возможно, однако оно будет происходить преимущественно в массовом сегменте, тогда как спрос на премиальные товары будет расти медленно.

В следующем году сохранится и высокая чувствительность населения к промо-активностям ритейлеров. В свою очередь младший директор отдела рейтингов компаний потребрынка Fitch Анна Жданова отметила, что на российском рынке также хорошо заметен тренд на приобретение свежих продуктов для здорового питания.

"Мы замечаем, что российские ритейлеры активно расширяют ассортимент свежих продуктов, специально зонируют свои магазины с учетом зоны "фреш". Также развивается прямой импорт фруктов и овощей. Есть и обратная сторона медали: свежие продукты являются скоропортящимися, поэтому ритейлерам нужно работать с потерями запасов, предпринимать меры по их снижению", - указала Жданова.

При этом желание россиян покупать свежие продукты ведет к более частым походам в магазин. Удобство и быстрота покупок также имеют значение для россиян.

С точки зрения производства и сбыта продукции Fitch в следующем году допускает увеличение инвестиций в производство у крупных компаний, а также рост доли на рынке у больших торговых сетей.

В результате реализации последнего тренда может произойти усиление переговорной позиции крупных ритейлеров в диалоге с поставщиками. Активность сделок слияния и поглощения, в отличие от потребительского сектора развитых стран, в РФ останется на низком уровне.

А ЧТО С ДОХОДАМИ?

В России уже несколько лет подряд падают реальные доходы населения, что не может не отражаться на потребительском спросе. По данным Росстата, в январе-сентябре 2017 года реальные располагаемые доходы россиян снизились на 1,2%, а в сентябре текущего года - на 0,3%.

Fitch подтверждает, что в этом году наблюдается замедление падения реальных доходов населения. "Но с 2013 года кумулятивно кошелек российского потребителя в терминах реальных располагаемых доходов сократился на 11%. Довольно ощутимое снижение", - отметила Бобровская.

В то же время есть и позитивные тенденции. В 2016 году по сравнению с 2013 годом снизилась доля населения с доходами до 15 тысяч рублей, зато выросла доля россиян с доходами более 60 тысяч рублей. Однако, если пересчитать зарплаты россиян в долларовом выражении, картина будет менее радостной.

Так, в прошлом году по сравнению с 2013 годом выросла доля россиян с зарплатами до 220 долларов - до 29% против 10% в 2013 году. Доля людей с зарплатами свыше 900 долларов, напротив, упала до 11% с 28%. Эксперты Fitch также напоминают, что импорт в РФ потребительских товаров по-прежнему существенен, а производство продуктов в России связано с тратами в валюте.

Одновременно рейтинговое агентство сравнило показатели средней начисленной заработной платы в России и в некоторых других странах с учетом паритета покупательной способности, используя данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России в 2016 году этот показатель составлял 1,451 тысячи долларов в месяц, в 2013 году - 1,552 тысячи, то есть снижение составило лишь 6,5%.

Для сравнения, средняя начисленная зарплата с учетом паритета покупательной способности в Германии в 2016 году составила 3,866 тысячи долларов в месяц, в Великобритании - 3,57 тысячи долларов, в Корее - 2,7 тысячи долларов, в Польше - 2,16 тысячи долларов, в Чехии - 1,977 тысячи долларов, в Литве - 1,912 тысячи долларов, в Венгрии - 1,809 тысячи долларов в месяц.

НАСТРОЕНИЕ УЛУЧШАЕТСЯ

Впрочем, несмотря на сокращение доходов, Fitch считает, что в России улучшается ситуация с потребительскими настроениями. "По итогам девяти месяцев 2017 года мы видим целый ряд индикаторов, которые свидетельствуют о том, что имеется сдвиг потребительских настроений в положительную сторону", - рассказала Бобровская. Этому способствовало, в частности, замедление инфляции и рост ВВП в стране.

"Мы видим возобновление роста розничного кредитования. Наши банковские аналитики говорят, что пока оно происходит в основном за счет роста объемов кредитования, снижения ставок. Число жителей, которые пользуются кредитами, практически неизменно за последние несколько лет", - указала аналитик агентства.

"Но то, что люди готовы брать больше кредитов, делать больше покупок – это тоже говорит о том, что настроение их тоже несколько улучшилось по сравнению с прошлыми годами", - добавила она. Сейчас, по ее словам, индекс потребительской уверенности в РФ вернулся к уровням 2010-2012 годов, хотя и остается в отрицательной зоне.

Бобровская также напомнила, что, благодаря непродовольственному ритейлу, в 2017 году общий оборот розничной торговли перешел к росту вместо спада. Продуктовая розница, добавила эксперт, возобновила рост со второго квартала, и по итогам всего года можно ожидать, что оборот торговли в РФ покажет положительную динамику.

ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ