МОСКВА, 20 июн — ПРАЙМ. Крупнейший российский ритейлер бытовой техники и электроники "М.Видео" станет еще немного больше: в среду была объявлена сделка, в рамках которой в число акционеров сети войдет немецкая Media-Saturn-Holding, а "М.Видео" получит российские магазины Media Markt.
В ночь на среду немецкая компания Ceconomy, управляющая сетями бытовой техники и электроники Media Markt и Saturn, сообщила, что подконтрольная ей Media-Saturn-Holding договорилась о покупке 15% акций "М.Видео" у группы "Сафмар" Михаила Гуцериева. Сумма этой сделки, согласно Ceconomy, составит 258 миллионов евро (около 300 миллионов долларов, или 19 миллиардов рублей по курсу на 19 июня).
Одновременно Ceconomy передаст "Сафмар" российскую сеть Media Markt — в периметр сделки входят 42 магазина в 22 городах России, 90 точек в формате "магазин-в-магазине", которые открыты в торговых центрах Metro Cash & Carry, а также интернет-магазины mediamarkt.ru и 003.ru.
В свою очередь "М.Видео" планирует приобрести магазины Media Markt у "Сафмар" за 146 миллионов евро (170 миллионов долларов, 10,7 миллиарда рублей), для этого будут использованы как собственные, так и заемные средства.
Общая сумма сделки составит 470 миллионов долларов. "Сафмар" снизит свою долю в "М.Видео" до 42,7% с 57,7%, Media-Saturn будет владеть 15% акций, free float на Московской бирже составит 42,3%. Закрытие сделки ожидается в третьем квартале 2018 года после получения разрешения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ и выполнения других необходимых условий.
ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ СМЕРТЬ
В Россию германская компания пришла в 2006 году и запомнилась широкому кругу покупателей яркими экстравагантными рекламными акциями с зарубежными исполнителями и неоднозначными для русского уха слоганами.
К объявлению сделки ее участники подошли в совершенно различном состоянии. "М.Видео" — лидер российского рынка бытовой техники и электроники с годовой выручкой в 198 миллиардов рублей. В марте компания объявила, а в апреле — закрыла сделку по приобретению у "Сафмар" своего основного конкурента, сети "Эльдорадо" (она входила в "Сафмар" с конца 2016 года).
Выручка "Эльдорадо" в 2017 году — 106 миллиардов рублей. В совокупности сети занимают порядка 26% российского рынка, на конец прошлого года они управляли 839 магазинами в РФ. Объявляя о покупке "Эльдорадо", "М.Видео" говорила, что ожидает рост выручки объединенной компании в 2022 году до более 450 миллиардов рублей, а EBITDA — до более 30 миллиардов рублей.
Ситуация у Media Markt была хуже. В Европе доля рынка Ceconomy в 2016-2017 финансовом году составила 13,5%, при этом, например, в Германии, Италии и Испании компания является лидером рынка. Однако ее доля в России — лишь 3% рынка. Другая страна, где позиции Ceconomy, по ее оценкам, являются критическими — Швеция (7,8% рынка). При этом сеть Media Markt в России убыточна.
В своей презентации Ceconomy указывает, что объединение "М.Видео" и "Эльдорадо" еще больше пошатнуло позиции компании на российском рынке. Учитывая, что Ceconomy придерживается принципа "лидируй или уходи" ("lead or leave"), сделка с "Сафмар" стала для немецкой компании лучшим вариантом: для достижения лидерских позиций нужны существенные инвестиции, конкуренция с "М.Видео" неизбежна, а уход с рынка — дорогостоящее и невыгодное решение.
"После тщательного анализа всех стратегических альтернатив, мы пришли к выводу, что эта сделка — оптимальный способ оставаться активными на таком быстрорастущем рынке, как Россия, и при этом уменьшить риски для нашего бизнеса и избавиться от потерь", — отметил финдиректор Ceconomy Марк Фрезе, слова которого приводятся в релизе немецкой компании.
Эксперты с этим согласны. "Дальнейшей перспективы на российском рынке у них практически не оставалось. Рынок здесь высококонсолидированный, с высоким уровнем конкуренции и с достаточно требовательным потребителем. Ветка развития такого рынка уходит в онлайн — это новые технологии, новый сервис, к развитию которым Media Markt, к сожалению, был не готов", — указывает гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков.
В БУДУЩЕЕ БЕЗ СТАРЫХ БРЕНДОВ
"М.Видео" планирует завершить интеграцию приобретаемого бизнеса до конца 2019 года, а ребрендинг магазинов Media Markt — во втором квартале будущего года. Магазины Media Markt будут переформатированы в "М.Видео" и "Эльдорадо", немецкий бренд сохранять не планируется.
Президент "М.Видео" Александр Тынкован, слова которого приводятся в релизе, напомнил, что в рамках действующей стратегии компания планировала открыть порядка 200 магазинов под брендами "М.Видео" и "Эльдорадо" в течение ближайших пяти лет.
"Приобретение сети Media Markt значительно сокращает сроки реализации поставленных целей. Мы получаем отлично расположенные магазины в крупнейших российских городах. После перехода на нашу бизнес-модель ребрендированные магазины смогут приносить выручку на квадратный метр на уровне лучших точек "М.Видео" и "Эльдорадо", которая на 35% выше, чем в среднем по компании", — добавил он.
Гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков считает, что, возможно, сохранить удастся не все открытые сейчас магазины. "Я подозреваю, без закрытия части магазинов не обойтись, учитывая, что большое количество торговых объектов находятся в непосредственной близости. Все-таки у "М.Видео" и Media Markt очень близкая была целевая аудитория, и в некоторых торговых центрах магазины одной и другой сети могли быть размещены очень близко", — отметил Федяков.
Открытым остается будущее магазинов Media Markt, работающих в Metro. В пресс-службе "М.Видео" сообщили, что результаты работы этого формата еще предстоит оценить. Metro также будет обсуждать перспективы Media Markt в своих торговых центрах.
БОЛЬШЕ СИНЕРГИИ
"М.Видео" считает, что приобретение Media Markt позволит ей получить дополнительную выручку через реализацию эффекта синергии — например, с помощью улучшения механизма закупок и управления запасами, логистики, арендной платы. Ритейлер рассчитывает дополнительно получить от приобретенного актива до 110 миллиардов рублей выручки и до 11 миллиардов рублей EBITDA в 2019-2022 годы.
Финансовый директор "М.Видео" Екатерина Соколова в ходе телефонной конференции подтвердила, что компания ожидает, что ее рентабельность по EBITDA в 2019 году составит более 6%.
При этом ритейлер повысил свой прогноз по выручке в 2022 году до более 475 миллиардов рублей (с 450 миллиардов), а по EBITDA — до более 33 миллиардов рублей (с 30 миллиардов). В то же время, по словам Соколовой, в результате сделки у "М.Видео" может вырасти долговая нагрузка: общий долг компании на конец 2018 года может составить 55 миллиардов рублей против ранее ожидавшихся 47 миллиардов.
"М.Видео" также выразила намерение присоединиться к Европейскому альянсу розничной торговли (European Retail Alliance, ERA), который был образован Media Markt Saturn и сетью Fnac Darty в мае текущего года, и станет третьим участником объединения. Альянс занимается, в частности, сотрудничеством с поставщиками на международном уровне.
Президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов считает, что от сделки выигрывают все ее стороны. "Они сделали достаточно неплохой шаг, влившись в "М.Видео", а это еще и магазины "Эльдорадо". Для "Сафмар" это тоже плюс, они продолжают укреплять свои позиции на рынке с заметным отрывом от ближайших преследователей — DNS, например", — указал эксперт.
"В этом плане для компаний ситуация достаточно положительна. Все стороны выигрывают", — добавил Карпов. В то же время, по его словам, для потребителей ситуация складывается "не очень хорошо" — в связи с уменьшением количества игроков на рынке. "С уходом Media Markt с рынка мы теряем определенную часть конкурентной среды, причем теряем не худшую ее часть", — согласен Федяков.